Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ «Ястреб», например, в свое время оказался соратником крейсера «Авро­ ра» —символа Октябрьской революции. Построенный в 1890 году на швед­ ской верфи, пароход первоначально назывался «Боре-2» и был рассчитан на 104 пассажирских места, в том числе 30 каютных. При длине 55 метров и шири­ не 9 метров, он имел водоизмещение 1150 тонн, мощность машины 1200 л. с. и скорость 12 узлов. Ходил «Боре-2» между портами Швеции и Финляндии, ко­ торая тогда еще была частью России. В годы Первой мировой войны, будучи мобилизованным, стал сторожевым кораблем военно-морского флота. Тогда- то он и превратился в «Ястреба». Утром 25 октября 1917 года по распоряжению Ценробалта «Ястреб» вы­ шел из Гельсингфорса во Фридрихсхавн, принял оружие и боезапас для отря­ дов, отправленных в столицу по железной дороге, и вечером того же дня доста­ вил всё в Петроград. Выгрузив оружие на набережную Васильевского острова, сторожевик занял отведенное ему место на Неве. В те дни экипажи многих ко­ раблей были готовы поддержать революцию, и «Ястреб» был одной из 1ф л о т ­ ских боевых единиц, направленных к «Авроре». В апреле и мае 1918 года «Ястреб» стал участником ледового похода Бал­ тийского флота. При переходе из Гельсингфорса в Кронштадт он буксировал последний корабль флотилии —эсминец «Лейтенант Ильин». В 1921 году уже демобилизованный «Ястреб» провел в Эстонию на буксире барк «Лауристон» (будущий «Товарищ»), Это был первый советский рейс под коммерческим флагом. В 1924 году «Ястреб» перевели в Черноморско-Азовское пароходство. Пе­ реход «Ястреба» с Балтики на Черное море с заходом в Гамбург был первым рейсом советского судна вокруг Европы. В 1934 году пароход передали в Северное пароходство, а оттуда —в только что образованное Мурманское. В июне 1941 года пароход вновь мобилизовали, и он стал посыльным судном «ПС-49». Пережив и вторую войну, он некоторое время работал в качестве спасателя, участвуя в подъеме судов, а в 1946 году демобилизованный «Ястреб» вновь вошел в состав Мурманского пароходства, П0ТАНЧУК Василий Трофимович (1918-1965). В 1932 г. поступил на работу в Северное морское пароходство учеником машиниста, машинистом II класса на пароход «Ямал». В 1934 г. из Архан­ гельска переехал в Мурманск. Поступил на работу в Траловый флот. Тру­ дился машинистом, кочегаром, матросом на рыболовных траулерах. В 1939 г. был призван на военную службу. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях под Смоленском. Дважды был ранен. В 1943 г. демобили­ зован по состоянию здоровья. В1944 г. вернулся в Мурманск, поступил учить­ ся в учебно-курсовой комбинат «Мурманрыба». После окончания курсов ходил штурманом на рыболовных траулерах. В 1946 г. поступил на работу в Мурманское морское пароходство. Был принят на должность старшего по­ мощника капитана парохода «Сосновец», а с 1948 г. был назначен его капи­ таном. Работая капитаном на пароходах «Тулома», «Вологда», «Ястреб», «Державин», «Н. Бауман», а затем на теплоходах «Кола», «Сестрорецк», «Спартак» и др., приобрел большой опыт управления суд­ ном в сложных условиях прибрежного плавания, перевозке пассажиров. 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz