Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. «Вайгачу», как и «Арктике», был подтвержден класс Регистра и продлен ре сурс АППУ. Первым же шагом обновленной «России» стал экспедиционный рейс в соответствии с договором, заключенным между нашим пароходством и ВНИИ океанологии. Атомоход с большой группой ученых, оснащенных доб ротной техникой, отправился в район подводного хребта Ломоносова, протя нувшегося от Новосибирских островов по направлению к Северному полюсу. Предстояло доказать, что шельф здесь является продолжением российской территории: это могло «прирастить» зону суверенитета России в Арктике на 1млн 200 тысяч квадратных километров. И не просто океанического дна, а, судя по прогнозам, начиненного миллиардами тонн нефти. 25 июня «Россия» вернулась в Мурманск, выполнив рейсовое задание пол ностью и с высоким качеством. В ходе экспедиции была организована времен ная дрейфующая ледовая станция, выполнено около 700 км глубинного сейс мического зондирования, 34 геологические станции и другие работы. В полосе геотраверза осуществлено более 15 тысяч погонных километров аэрогеофизи- ческой съемки. Всё это стало возможным благодаря главному «инструменту» экспедиции —мощному атомному ледоколу. 24 июля того же года «Россия» вновь вышла в Арктику с исследовательски ми целями, теперь совместно с научно-экспедиционным судном «Академик Фе доров». Руководил экспедицией специальный представитель президента Рос сии, видный полярник Артур Чилингаров. В экспедиции приняли участие со трудники многих НИИ страны и ряда зарубежных научных центров. На борту «Академика Федорова» находились глубоководные обитаемые аппараты «Мир». 2 августа специалисты обеспечили безопасное погружение аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на Северном полюсе, а затем приступили к выполнению главной задачи арктической экспедиции. «Россия» вывела в безопасный район плавания научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» и взяла курс в приполярную область для проведения рабочих исследований хребта Ломоно сова. Там с борта атомохода было произведено пробное погружение дистанци онно управляемого подводного аппарата «Клавесин 1Р», оснащенного систе мой навигации, видеокамерами и другим высокотехнологичным оборудовани ем. По словам капитана «России» Александра Спирина, серьёзную проблему при работе с «Клавесином» представлял не столько тяжелый многолетний лед, сколько его дрейф со скоростью 0,7 узла. Палубная команда беспрестанно ос вобождала ото льда акваторию у правого борта судна, где спускали подводный аппарат. А судоводители выполняли маневрирование атомохода с учетом на правления ветра, который к концу испытаний усилился до штормового, да еще и с метелью. 11 августа началась основная часть исследовательских работ. Они велись на глубинах от 1350 до 1600 метров. В районе хребта Ломоносова была иссле дована поверхность дна на площади свыше 50 кв. километров. На основе полу ченных данных были построены планшет сплошного покрытия территории и карта с подробным изображением рельефа. Подобные исследования в аркти ческих морях проводились впервые и прошли вполне успешно. 290
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz