Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. не означает, что легендарное судно канет в Лету. На “Арктике” планируется провести большой комплекс исследовательских работ, как по продлению ре­ сурса нашего атомного флота, так и для подготовки строительства будущего нового флота» (АЗ. 04.2005). К этому вееру высказываний добавим, что вскоре после юбилея, в конце августа того же 2005 года, «Арктика» прошла свою миллионную милю. Это рас­ стояние, почти в пять раз превышающее путь от Земли до Луны, не одолевал еще ни один атомоход. Для сравнения, первенец гражданского атомного флота «Ленин» оставил за кормой 654 400 миль. Что же касается несправедливого (по моряцкому, да и вообще по граждан­ скому счёту) переименования «Арктики» в «Леонид Брежнев», то оно случи­ лось, как позднее выяснилось, благодаря канцелярской ошибке. В соответству­ ющем постановлении правительства во фразе «присвоить имя Леонида Бреж­ нева атомоходу типа «Арктика» слово «типа» каким-то образом оказалось пропущенным. Именем генсека, оказывается, должны были назвать строящий­ ся ледокол. Потом ошибку попытались исправить, и нынешний «Советский Союз» был спущен со стапелей под именем «Леонид Брежнев», чему есть доку­ ментальное свидетельство —фотоснимок в «Ленинградской правде», где на борту новостроя четко видно имя вождя «застоя». Но к тому времени уже раз­ горелась «перестройка», и она быстро выжгла имя, ставшее неблагозвучным. А «Советский Союз» под командованием капитана Станислава Шмидта заработал личную немалую славу. Кроме привычных ежегодных работ на трас­ сах СМП есть в послужном списке этого атомохода и работы, из ряда выделяю­ щиеся. Это одни из первых круизов на Северный полюс, это незабываемая про­ водка танкера «Уйкку» в Певек в ноябре—декабре 1998 года, проходящая в абсолютно неприемлемых условиях, когда в тяжелейших льдах была сломана лопасть винта, когда Шмидту уже казалось, что зимовка в Арктике неизбежна. Но нужно было доставить топливо в поселок, иначе бы он замерз. И «Совет­ ский Союз», несущий имя несуществующей страны, своим самоотверженным всепобеждающим трудом как бы вновь продемонстрировал ее былую держав­ ную мощь. А в 2004 году атомоход участвовал в международной экспедиции, органи­ зованной Шведским полярным институтом в приполюсном районе на хребте Ломоносова. Наши моряки работали в содружестве с коллегами со шведского ледокола «Оден» и норвежского бурового судна «Видар Викинг». Было пробу­ рено три скважины на почти километровой глубине. Капитан атомохода Вла­ димир Арутюнян рассказывает: «Наш ледокол прозвали “терминатором” — разрушителем льдов. Пришлось выполнять специфическую работу в экстре­ мальных условиях —туманы, тяжелый многолетний лёд. Обеспечивали работу бурового судна, которое должно было практически стоять на одном месте (до­ пускалось отклонение до 30 метров). Добиться этого было непросто, ведь лёд в Арктике дрейфует постоянно. Атомоход по линии дрейфа на расстоянии до полутора миль разбивал ледовые поля, чтобы на буровое судно не шли ледя­ ные глыбы. А “Оден” в непосредственной близости от “Видар Викинга” разби- 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz