Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Владимир Куликов, капитан-наставник Службы безопасности мореплавания. «В рулевой рубке “Арктики” всегда была благопри­ ятная и деловая атмосфера. От нас, молодых судоводи­ телей, требовалось уважительное и доброжелательное отношение к коллегам на проводимых судах. Наши учи­ теля —Василий Александрович Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов были строгими, но справедливы­ ми. До сего времени у судоводителей-ледоколыциков существуют такие понятия, как школа Голохвастова и школа Ламехова. На мостике “Арктики” выросли ныне успешно работающие на других ледоколах капитаны Станислав Шмидт, Александр Сивков, Александр Спи­ рин, много старших помощников. Короче, на каждом ле­ доколе обязательно встретишь знакомые лица...». Анатолий Ламехов, ветеран пароходства. «Для меня Арктика —и регион, и ледокол —единое целое. Помню, как эки­ паж был возмущен, когда нашу “Арктику” назвали именем “Леонид Брежнев”. Мы все боролись против этого. Юрий Сергеевич Кучиев встречался даже с Андроповым —Генеральным секретарем ЦК КПСС. Весь процесс борьбы шел при мне. И мы отстояли свое славное имя...». Эдуард Ташев, главный механик атомохода «Россия». «В 1986 году я стал главным механиком на “Арктике”. Мне сразу понравил­ ся атомоход с точки зрения механика. Когда создавался первенец, “Ленин”, то большее внимание уделили атомной установке, а корпусу досталось мало вни­ мания. “Ленин” был примерно в два раза мощнее дизель-электрических ледо­ колов “Мурманск” и “Киев”, но в сплошном льду ходил примерно так же из-за больших потерь на трение об лёд. Этот недостаток постарались устранить на “Арктике” и последующих ледоколах. В год 30-летия “Арктики” не могу не вспомнить коллег-механиков. К сожа­ лению, уже нет в живых главного механика Олега Пашнина, старшего механи­ ка АППУ Юрия Пилявца, главного инженера-механика Александра Зюганова, главного механика Бориса Гирша. На заслуженном отдыхе находятся старший механик Юрий Мамаев. На атомном флоте несут вахту главные механики Сергей Марченко, Вячеслав Мелихов, Алексей Копытов. А старший инженер- механик Михаил Гурьян работает сейчас в составе группы, наблюдающей за строительством нового атомохода». Мустафа Кашка, заместитель директора Департамента технической эксп­ луатации атомного флота. «На данный момент “Арктика” отработала 155 тысяч часов. Эксплуатация ледокола доказывает правильность расчетов специалистов, а ледокол является местом отработки решений по продлению ресурса всего атомного флота. И толь­ ко при достижении 175 тысяч часов атомоход будет остановлен. Но это вовсе В. Куликов Фото из фондов музея истории ММП 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz