Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. А 22 августа были успешно завершены швартовые и ходовые испытания слав ного ледокола и подписан акт междуведомственной комиссии, подтверждаю щий возможность продления ресурса энергетической установки до 175 тысяч часов и срока службы судна до 32 лет. В реализации этого проекта принимали участие многие проектные органи зации и ремонтные предприятия России, но преобладающая часть работ вы полнялась специалистами нашего пароходства, экипажем ледокола. «Арктика», сразу же приступив к своим обычным обязанностям по проводке судов Север ного завоза, убедительно доказала, что и другим судам гражданского атомного флота можно продлить активную жизнь, что позволит сохранить мощные ле докольные силы, а, значит, и позиции России в Северном Ледовитом океане. 6 октября 2003 года в Министерстве транспорта РФ состоялось подписа ние Договора между ОАО «Мурманское морское пароходство» и французской компанией Эс-Джи-Эн. В договоре предусматривалась подготовка техзадания по первому этапу работ на борту плавтехбазы «Лепсе», связанных с извлечени ем потенциально опасного отработанного ядерного топлива и организации его последующего безопасного хранения. Предыстория появления этого документа к тому времени уже насчитывала более десятка лет. Еще в 1991—1992 годах российскими специалистами по до говорам с ММП были выполнены предпроектные проработки по комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе». В 1994—1995 годах усилиями нашей судо ходной компании к проекту «Лепсе» было привлечено внимание европейской общественности. В 1999 году организации-доноры подтвердили готовность вы делить на реализацию проекта более 12 млн евро. Было проведено исследова ние состояния дефектного ОЯТ и условий его хранения. Но дальнейшая рабо та над международным проектом приостановилась из-за правовой неурегули рованности вопросов об ответственности сторон за возможные риски, связанные с ядерной безопасностью. Пока продолжалось обсуждение этих непростых воп росов, Мурманское пароходство, будучи оператором атомного флота, в состав которого входила и база техобслуживания «Лепсе», осуществило все необхо димые работы по ремонту судна и снижению его ядерной и радиационной опас ности, обеспечив условия для его длительного отстоя у причала. А параллель но Компания предпринимала все возможные усилия для заключения между народных соглашений, наличие которых обязательно для начала работы над проектом. Теперь, когда удалось решить эту задачу, проект «Лепсе» из стадии обсуждения переходил в практическую плоскость. В середине января 2004 года на свою «штатную» обычную работу в устье Енисея отправился атомоход «Таймыр». Но до выхода в Арктику на «Таймы ре» были проведены основательные ремонтные работы. Специалисты ФГУП «Атомфлот» перезарядили ядерный реактор и отремонтировали энергетиче скую установку. Кроме того, было проведено обследование ядерной установки, заменено важное оборудование с целью продления ресурса до 150 тысяч часов и срока службы атомного ледокола до 30 лет. И опять наряду со специалистами ММП в данных работах принимали участие сотрудники многих научно-иссле довательских и проектных институтов страны. Не оставляло пароходство без внимания и физическую защиту ядерных энергетических установок и прочих потенциально опасных объектов, чему с 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz