Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. А 22 августа были успешно завершены швартовые и ходовые испытания слав­ ного ледокола и подписан акт междуведомственной комиссии, подтверждаю­ щий возможность продления ресурса энергетической установки до 175 тысяч часов и срока службы судна до 32 лет. В реализации этого проекта принимали участие многие проектные органи­ зации и ремонтные предприятия России, но преобладающая часть работ вы­ полнялась специалистами нашего пароходства, экипажем ледокола. «Арктика», сразу же приступив к своим обычным обязанностям по проводке судов Север­ ного завоза, убедительно доказала, что и другим судам гражданского атомного флота можно продлить активную жизнь, что позволит сохранить мощные ле­ докольные силы, а, значит, и позиции России в Северном Ледовитом океане. 6 октября 2003 года в Министерстве транспорта РФ состоялось подписа­ ние Договора между ОАО «Мурманское морское пароходство» и французской компанией Эс-Джи-Эн. В договоре предусматривалась подготовка техзадания по первому этапу работ на борту плавтехбазы «Лепсе», связанных с извлечени­ ем потенциально опасного отработанного ядерного топлива и организации его последующего безопасного хранения. Предыстория появления этого документа к тому времени уже насчитывала более десятка лет. Еще в 1991—1992 годах российскими специалистами по до­ говорам с ММП были выполнены предпроектные проработки по комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе». В 1994—1995 годах усилиями нашей судо­ ходной компании к проекту «Лепсе» было привлечено внимание европейской общественности. В 1999 году организации-доноры подтвердили готовность вы­ делить на реализацию проекта более 12 млн евро. Было проведено исследова­ ние состояния дефектного ОЯТ и условий его хранения. Но дальнейшая рабо­ та над международным проектом приостановилась из-за правовой неурегули­ рованности вопросов об ответственности сторон за возможные риски, связанные с ядерной безопасностью. Пока продолжалось обсуждение этих непростых воп­ росов, Мурманское пароходство, будучи оператором атомного флота, в состав которого входила и база техобслуживания «Лепсе», осуществило все необхо­ димые работы по ремонту судна и снижению его ядерной и радиационной опас­ ности, обеспечив условия для его длительного отстоя у причала. А параллель­ но Компания предпринимала все возможные усилия для заключения между­ народных соглашений, наличие которых обязательно для начала работы над проектом. Теперь, когда удалось решить эту задачу, проект «Лепсе» из стадии обсуждения переходил в практическую плоскость. В середине января 2004 года на свою «штатную» обычную работу в устье Енисея отправился атомоход «Таймыр». Но до выхода в Арктику на «Таймы­ ре» были проведены основательные ремонтные работы. Специалисты ФГУП «Атомфлот» перезарядили ядерный реактор и отремонтировали энергетиче­ скую установку. Кроме того, было проведено обследование ядерной установки, заменено важное оборудование с целью продления ресурса до 150 тысяч часов и срока службы атомного ледокола до 30 лет. И опять наряду со специалистами ММП в данных работах принимали участие сотрудники многих научно-иссле­ довательских и проектных институтов страны. Не оставляло пароходство без внимания и физическую защиту ядерных энергетических установок и прочих потенциально опасных объектов, чему с 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz