Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ лям 30 мегаватт электроэнергии, что вполне достаточно для обеспечения одно го из микрорайонов Мурманска. Вероятно, этОт вполне удавшийся эксперимент стал дополнительным до водом для принятия ОАО «Мурманское морское пароходство» во Всемирную ассоциацию организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС). В октябре 2002 года пароходство стало вторым предприятием Мурман ской области, удостоенным статуса коллективного члена ВАО АЭС, наряду с Кольской атомной станцией. Этим была подчеркнута особая роль ММП в ми ровом сообществе, поскольку оно является единственной на планете компани ей, эксплуатирующей гражданский атомный флот, и решает во многом анало гичные АЭС проблемы развития и совершенствования ядерной энергетики. ВАО АЭС родилась в 1989 году как своеобразная реакция мирового сооб щества на последствия Чернобыльской трагедии. Организация призвана нала дить всесторонний обмен информацией и опытом для повышения безопаснос ти объектов атомной энергетики. Для Мурманского пароходства членство в ВАО АЭС было особенно актуально для качественного решения проблем, связан ных с продлением ресурса судовых энергетических установок. В начале 2003 года впервые в практике эксплуатации атомного ледоколь ного флота была успешно завершена уникальная операция по замене внутрен него устройства парогенератора атомной паропроизводящей установки ледо кола «Вайгач». Это позволило продлить работу АППУ и использовать ее на полную мощность. Не без гордости отметим, что вся технология замены труб ной системы была разработана мурманскими инженерами Александром При валовым и Игорем Петровским под руководством заместителя директора ФГУП «Атомфлот» Владимира Маркелова и начальника технического отдела Дмит рия Плетнева. Полигоном для полномасштабных испытаний, для проверки инженерных решений на практике стал атомный ледокол «Сибирь», с 1992 года находившийся в отстое как раз по причине отказа парогенераторов. Основные же ремонтные работы на «Вайгаче» длились четыре месяца. Вышедшая из строя трубная система парогенератора, а она заключена в стальную капсулу высотой более пяти и диаметром более одного метра, была вырезана и заменена на но вую. 11 февраля 2003 года «Вайгач» ушел на ходовые испытания, после чего направился работать в Арктику. Важность полученного опыта трудно было переоценить. Опробованная тех нология работ, выполненных на «Вайгаче», позволяла вернуть в строй действу ющих находившуюся в вынужденном отстое «Сибирь» и не дать поставить к причалу другие ледоколы, которые тоже нуждались в замене трубных систем парогенераторов. С 1 января 2003 года по распоряжению Правительства РФ бюджетные до тации на содержание атомного флота прекратились. Решено было финансиро вать текущие расходы, включая и проведение работ по продлению ресурса АППУ, за счет средств, поступающих от оплаты услуг ледокольного флота по тарифам, регулируемым федеральными органами. 8 августа 2003 года Мурманское морское пароходство получило лицензию Госатомнадзора РФ на дальнейшую эксплуатацию атомохода «Арктика». 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz