Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ лям 30 мегаватт электроэнергии, что вполне достаточно для обеспечения одно­ го из микрорайонов Мурманска. Вероятно, этОт вполне удавшийся эксперимент стал дополнительным до­ водом для принятия ОАО «Мурманское морское пароходство» во Всемирную ассоциацию организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС). В октябре 2002 года пароходство стало вторым предприятием Мурман­ ской области, удостоенным статуса коллективного члена ВАО АЭС, наряду с Кольской атомной станцией. Этим была подчеркнута особая роль ММП в ми­ ровом сообществе, поскольку оно является единственной на планете компани­ ей, эксплуатирующей гражданский атомный флот, и решает во многом анало­ гичные АЭС проблемы развития и совершенствования ядерной энергетики. ВАО АЭС родилась в 1989 году как своеобразная реакция мирового сооб­ щества на последствия Чернобыльской трагедии. Организация призвана нала­ дить всесторонний обмен информацией и опытом для повышения безопаснос­ ти объектов атомной энергетики. Для Мурманского пароходства членство в ВАО АЭС было особенно актуально для качественного решения проблем, связан­ ных с продлением ресурса судовых энергетических установок. В начале 2003 года впервые в практике эксплуатации атомного ледоколь­ ного флота была успешно завершена уникальная операция по замене внутрен­ него устройства парогенератора атомной паропроизводящей установки ледо­ кола «Вайгач». Это позволило продлить работу АППУ и использовать ее на полную мощность. Не без гордости отметим, что вся технология замены труб­ ной системы была разработана мурманскими инженерами Александром При­ валовым и Игорем Петровским под руководством заместителя директора ФГУП «Атомфлот» Владимира Маркелова и начальника технического отдела Дмит­ рия Плетнева. Полигоном для полномасштабных испытаний, для проверки инженерных решений на практике стал атомный ледокол «Сибирь», с 1992 года находившийся в отстое как раз по причине отказа парогенераторов. Основные же ремонтные работы на «Вайгаче» длились четыре месяца. Вышедшая из строя трубная система парогенератора, а она заключена в стальную капсулу высотой более пяти и диаметром более одного метра, была вырезана и заменена на но­ вую. 11 февраля 2003 года «Вайгач» ушел на ходовые испытания, после чего направился работать в Арктику. Важность полученного опыта трудно было переоценить. Опробованная тех­ нология работ, выполненных на «Вайгаче», позволяла вернуть в строй действу­ ющих находившуюся в вынужденном отстое «Сибирь» и не дать поставить к причалу другие ледоколы, которые тоже нуждались в замене трубных систем парогенераторов. С 1 января 2003 года по распоряжению Правительства РФ бюджетные до­ тации на содержание атомного флота прекратились. Решено было финансиро­ вать текущие расходы, включая и проведение работ по продлению ресурса АППУ, за счет средств, поступающих от оплаты услуг ледокольного флота по тарифам, регулируемым федеральными органами. 8 августа 2003 года Мурманское морское пароходство получило лицензию Госатомнадзора РФ на дальнейшую эксплуатацию атомохода «Арктика». 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz