Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Одной из важнейших задач начала нового тысячелетия стало для пароход ства продление ресурса работы атомной паропроизводящей установки (АППУ) со 100 до 175 тысяч часов, а срока службы ледокола с 25 до 32 лет. Успешное решение этой задачи позволяло России сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и свои позиции в Арктике до 2015—2020 годов, то есть до того момен та, когда на смену ныне существующим придут атомоходы нового поколения. Первым кандидатом на продление ресурса ядерной энергетической уста новки по праву стала «Арктика», которая уже успела отметить свой четверть вековой юбилей и превзошла отведенный ресурс работы ядерных энергетиче ских установок (ЯЭУ), достигнув 142 тысяч часов. Летом 2001 года на «Аркти ку» прибыли представители 14 головных ЦНИИ, КБ и заводов-изготовителей. Под руководством специалистов Особого конструкторского бюро им. И. И. Аф- рикантова предстояло выполнить огромный объем работ для повышения уров ня защиты атомной паропроизводящей установки (АППУ). Следует отметить, что несколько ранее, а именно 1августа 2000 года, в Санкт- Петербурге был образован филиал ОАО «Мурманское морское пароходство». Его составной частью стал Тренажерный центр атомного флота, действующий на базе «макаровки» и подготовивший к тому времени уже более 2000 специа листов плавсостава атомных судов и Управления атомфлота ММП. В состав филиала вошла и специальная группа технического надзора за строительством атомных ледоколов, которая 18 марта 2001 года отметила 35-летие своей дея тельности. Об этой специальной группе необходимо сказать особо. Ее первым руково дителем в 1966 году был назначен Александр Следзюк —потомственный мо ряк, прошедший тернистый путь от кочегара до главного инженера-механика атомохода «Ленин» и удостоенный звания Героя Социалистического Труда, кандидат технических наук, инженерное дарование которого высоко ценил ака демик А. Александров. В составе спецгруппы в разное время трудились замеча тельные, заслуженные работники ледокольного флота ММП и судостроитель ной промышленности —В. Коваленко, И. Домахин, А. Гудимов, Н. Маклаков, Н. Еременко, О. Пашнин, А. Пантелеев, Ю. Кучиев, А. Финоженков и другие. В отличие от обычных групп наблюдения за строительством судов, спецгруппа технадзора всегда участвовала в процессе проектирования, оказывая влияние на эксплуатационные характеристики и архитектуру нового судна. Так и при строительстве ледокола «50 лет Победы» специалисты спецгруппы (правда, сильно уменьшившейся по причине затянутости строительства) успели к 2001 году с помощью Управления атомного флота пароходства внедрить более двух сот новшеств, которых не было на предшественнике —ледоколе «Ямал». Весна 2002 года вошла в историю эксплуатации атомного ледокольного флота проведением необычного эксперимента, подтвердившего возможность нетрадиционного использования атомного ледокола в качестве плавучей атом ной электростанции. С центрального поста управления атомохода «Советский Союз» промышленное напряжение было подано на береговое крановое хозяй ство, на компрессорную станцию и на атомоход «Ленин», находившийся в ре монте. Вообще же «Советский Союз», как и любой из его собратьев, атомохо дов второго поколения, может вырабатывать и выдавать береговым потребите 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz