Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Одной из важнейших задач начала нового тысячелетия стало для пароход­ ства продление ресурса работы атомной паропроизводящей установки (АППУ) со 100 до 175 тысяч часов, а срока службы ледокола с 25 до 32 лет. Успешное решение этой задачи позволяло России сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и свои позиции в Арктике до 2015—2020 годов, то есть до того момен­ та, когда на смену ныне существующим придут атомоходы нового поколения. Первым кандидатом на продление ресурса ядерной энергетической уста­ новки по праву стала «Арктика», которая уже успела отметить свой четверть­ вековой юбилей и превзошла отведенный ресурс работы ядерных энергетиче­ ских установок (ЯЭУ), достигнув 142 тысяч часов. Летом 2001 года на «Аркти­ ку» прибыли представители 14 головных ЦНИИ, КБ и заводов-изготовителей. Под руководством специалистов Особого конструкторского бюро им. И. И. Аф- рикантова предстояло выполнить огромный объем работ для повышения уров­ ня защиты атомной паропроизводящей установки (АППУ). Следует отметить, что несколько ранее, а именно 1августа 2000 года, в Санкт- Петербурге был образован филиал ОАО «Мурманское морское пароходство». Его составной частью стал Тренажерный центр атомного флота, действующий на базе «макаровки» и подготовивший к тому времени уже более 2000 специа­ листов плавсостава атомных судов и Управления атомфлота ММП. В состав филиала вошла и специальная группа технического надзора за строительством атомных ледоколов, которая 18 марта 2001 года отметила 35-летие своей дея­ тельности. Об этой специальной группе необходимо сказать особо. Ее первым руково­ дителем в 1966 году был назначен Александр Следзюк —потомственный мо­ ряк, прошедший тернистый путь от кочегара до главного инженера-механика атомохода «Ленин» и удостоенный звания Героя Социалистического Труда, кандидат технических наук, инженерное дарование которого высоко ценил ака­ демик А. Александров. В составе спецгруппы в разное время трудились замеча­ тельные, заслуженные работники ледокольного флота ММП и судостроитель­ ной промышленности —В. Коваленко, И. Домахин, А. Гудимов, Н. Маклаков, Н. Еременко, О. Пашнин, А. Пантелеев, Ю. Кучиев, А. Финоженков и другие. В отличие от обычных групп наблюдения за строительством судов, спецгруппа технадзора всегда участвовала в процессе проектирования, оказывая влияние на эксплуатационные характеристики и архитектуру нового судна. Так и при строительстве ледокола «50 лет Победы» специалисты спецгруппы (правда, сильно уменьшившейся по причине затянутости строительства) успели к 2001 году с помощью Управления атомного флота пароходства внедрить более двух­ сот новшеств, которых не было на предшественнике —ледоколе «Ямал». Весна 2002 года вошла в историю эксплуатации атомного ледокольного флота проведением необычного эксперимента, подтвердившего возможность нетрадиционного использования атомного ледокола в качестве плавучей атом­ ной электростанции. С центрального поста управления атомохода «Советский Союз» промышленное напряжение было подано на береговое крановое хозяй­ ство, на компрессорную станцию и на атомоход «Ленин», находившийся в ре­ монте. Вообще же «Советский Союз», как и любой из его собратьев, атомохо­ дов второго поколения, может вырабатывать и выдавать береговым потребите­ 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz