Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В 2000 году впервые за последние годы кампания по Северному завозу была завершена досрочно. И хотя деньги, выделенные на господдержку ледокольного флота, составили всего лишь четверть от необходимого, ОАО «Мурманское морское пароходство», покрыв образовавшийся дефицит за счет своих оборот ных средств, успешно выполнило все задачи по обеспечению грузоперевозок на трассе Северного морского пути. 21 декабря 2000 года исполнилось 15 лет со дня подъема Государственного флага на атомном ледоколе «Россия». Все эти годы девизом моряков атомохо да были слова первого капитана «России» Анатолия Ламехова: «Кто, если не мы?». Среди свершений экипажа —спасение и эвакуация со льдины, унесен ной в Гренландское море, дрейфующей станции «СП-28» в январе 1989-го, пер вый в мире коммерческий поход с туристами на Северный полюс в 1990-м, сверхранняя проводка в апреле 1993 года теплохода «Кандалакша» к Беринго ву проливу, высвобождение из ледового плена 31 судна в Айонском массиве в 1994 году, два высокоширотных рейса летом 1999-го. Своё 15-летие «Россия» встретила «в силе и здравии» и на подъеме надежд экипажа, который не без основания рассчитывал, что после визита и обещаний президента работы у них прибавится. В мае 2001-го на РТП «Атомфлот» прошла презентация «Деревни Лепсе». Одноименное судно с 1962-го по 1985 годы обеспечивало перегрузку и хране ние на борту отработанных топливных сборок из атомоходов «Ленин», «Арк тика», «Сибирь». Большинство этих сборок были уже дефектными и не подле жали выгрузке из ёмкостей обычным способом, что превратило «Лепсе» в один из самых потенциально опасных объектов Мурмана в радиационном отноше нии. Ситуация усугублялась тем, что нигде в мире не было технологий по из влечению отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из хранилищ подобного типа. Однако в первую очередь вероятной опасности, скопившейся на «Лепсе», подвергались жизни членов экипажа судна, круглосуточно обслуживающих плавучее хранилище ОЯТ. Именно поэтому Мурманское пароходство, «Атом- флот» и норвежская экологическая организация «Беллуна» позаботились о моряках. Решено было построить на берегу, в 100 метрах от судна, жилой ком плекс, посредством которого экипаж смог бы снизить радиационные нагрузки и уйти от неоправданных рисков. Деньги на строительство «Деревни Лепсе» собрала «Беллуна» с помощью жертвователей —частных лиц и компаний. Жилкомплекс был изготовлен дат чанами и собран на «Атомфлоте» специалистами ММП под руководством глав ного радиолога пароходства Сергея Жаворонкина, за что его сразу же прозвали «деревенским старостой». Сам комплекс представляет собоюдвенадцать собран ных воедино 20-футовых контейнеров, которые весьма комфортабельны изнут ри и оборудованы кухнями, спальнями, лабораториями. В одном из модулей разместилась дублирующая аппаратура противопожарной сигнализации, сис тем радиационного контроля и обеспечения ядерной безопасности, что позво ляет контролировать ситуацию на судне прямо из «деревни». При этом, в соот ветствии с графиком, назначенные члены экипажа регулярно обходят все по мещения плавтехбазы. 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz