Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. продовольствие, горючее, за транспортные услуги, денег не оказывалось. Па­ роходству сплошь и рядом приходилось работать в долг, надеясь, что государ­ ство, местная администрация рассчитаются со временем. Об авансировании для подготовки судов к навигации, их ремонта, бункеровки, подбора экипажей в 90-е годы речь вообще не шла. Оставалось лишь удивляться, как наше пароход­ ство не только обеспечивало Северный завоз в своем Западном районе, но и взваливало на свои плечи проблемы Восточного района Арктики. Необходимость продуманной, ясной национальной политики в отношении Севера и Северного морского пути назрела давно. Еще в 1996 году Борис Ель­ цин поручил правительству разработать проект «Основ государственной по­ литики Российской Федерации в Арктике», но Виктор Черномырдин расстал­ ся с креслом премьера, так и не выполнив указаний президента. Лишившись централизованного обеспечения и финансирования, северные территории пре­ вратились в убыточные. В марте 2000 года Правительство РФ приняло, наконец, Концепцию разви­ тия Севера. Одна из ее основ —транспортная составляющая. Именно благода­ ря морским перевозкам, подчеркнул Владимир Путин, выступая на совещании на борту атомохода «Россия», Север осуществляет круглогодичную добычу, производство и экспорт 90 процентов никеля, 65 процентов меди, что даёт стране 3 млрд долларов в год. Отметив, что особое стратегическое значение для Рос­ сии имеет освоение природных богатств арктической зоны и континентально­ го шельфа, В. Путин заявил, что здесь альтернативы морским технологиям нет, а основой устойчивого судоходства является атомный ледокольный флот. Однозначно и окончательно были решены на совещании три важнейших про­ блемы, касающиеся будущего арктической морской транспортной магистрали: попытка деления Севморпути на секторы между субъектами Федерации была оценена как контрпродуктивная; был прояснен вопрос по поводу проектов создания РАО «Севморпуть». Управление СМП останется государственным и строго централизованным; решена проблема с доверительным управлением атомного ледокольного флота. 11 мая подписано решение, в соответствии с которым оператором атомоходов до августа 2008 года остается ОАО «Мурманское морское паро­ ходство». Последнему решению предшествовала обстоятельная проверка, проведен­ ная Комитетом по управлению государственным имуществом. Она показала, что ММП эксплуатирует атомный ледокольный флот бережно и эффективно, изыскивая при этом нетрадиционные пути его коммерческого использования. Неординарными шагами руководства Компании стало привлечение иностран­ ных средств на строительство мощностей по переработке жидких радиоактив­ ных отходов, создание систем физической защиты ядерных объектов, работы, связанные с утилизацией плавбазы «Лепсе», коммерческие походы аломных ледоколов на Северный полюс. В самые трудные для нашей страны годы Мур­ манское пароходство делом доказало, что атомный ледокольный флот находится в надежных руках. 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz