Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. продовольствие, горючее, за транспортные услуги, денег не оказывалось. Па роходству сплошь и рядом приходилось работать в долг, надеясь, что государ ство, местная администрация рассчитаются со временем. Об авансировании для подготовки судов к навигации, их ремонта, бункеровки, подбора экипажей в 90-е годы речь вообще не шла. Оставалось лишь удивляться, как наше пароход ство не только обеспечивало Северный завоз в своем Западном районе, но и взваливало на свои плечи проблемы Восточного района Арктики. Необходимость продуманной, ясной национальной политики в отношении Севера и Северного морского пути назрела давно. Еще в 1996 году Борис Ель цин поручил правительству разработать проект «Основ государственной по литики Российской Федерации в Арктике», но Виктор Черномырдин расстал ся с креслом премьера, так и не выполнив указаний президента. Лишившись централизованного обеспечения и финансирования, северные территории пре вратились в убыточные. В марте 2000 года Правительство РФ приняло, наконец, Концепцию разви тия Севера. Одна из ее основ —транспортная составляющая. Именно благода ря морским перевозкам, подчеркнул Владимир Путин, выступая на совещании на борту атомохода «Россия», Север осуществляет круглогодичную добычу, производство и экспорт 90 процентов никеля, 65 процентов меди, что даёт стране 3 млрд долларов в год. Отметив, что особое стратегическое значение для Рос сии имеет освоение природных богатств арктической зоны и континентально го шельфа, В. Путин заявил, что здесь альтернативы морским технологиям нет, а основой устойчивого судоходства является атомный ледокольный флот. Однозначно и окончательно были решены на совещании три важнейших про блемы, касающиеся будущего арктической морской транспортной магистрали: попытка деления Севморпути на секторы между субъектами Федерации была оценена как контрпродуктивная; был прояснен вопрос по поводу проектов создания РАО «Севморпуть». Управление СМП останется государственным и строго централизованным; решена проблема с доверительным управлением атомного ледокольного флота. 11 мая подписано решение, в соответствии с которым оператором атомоходов до августа 2008 года остается ОАО «Мурманское морское паро ходство». Последнему решению предшествовала обстоятельная проверка, проведен ная Комитетом по управлению государственным имуществом. Она показала, что ММП эксплуатирует атомный ледокольный флот бережно и эффективно, изыскивая при этом нетрадиционные пути его коммерческого использования. Неординарными шагами руководства Компании стало привлечение иностран ных средств на строительство мощностей по переработке жидких радиоактив ных отходов, создание систем физической защиты ядерных объектов, работы, связанные с утилизацией плавбазы «Лепсе», коммерческие походы аломных ледоколов на Северный полюс. В самые трудные для нашей страны годы Мур манское пароходство делом доказало, что атомный ледокольный флот находится в надежных руках. 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz