Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 3 Атомный ледокольный г Т Т а рубеже тысячелетий уникальный российский атомный ледокольный \ | І 4) флот переживал ощутимые материальные трудности. Всё-таки до фи- • ё г а В нансового кризиса августа 1998 года доходная база ледокольного флота составляла около 30 млн долларов в год. Из них 22—25 млн поступали от РАО «Норильский никель». После «черного августа» прибыль сократилась в четыре раза, а тарифы государство поднимать не торопилось и средства на содержание ледоколов выделяло с задержкой и далеко не в полном объеме. На научно-практической конференции 1999 года, проходившей в дни праз­ днования 60-летия ММП, генеральный директор Компании Вячеслав Рукша довольно жестко заявил: «Сегодня всем необходимо понять: ледокольный флот может остановиться, и круглогодичной навигации не будет. Для ее обеспече­ ния в море должны одновременно работать 4 атомных ледокола. Отсутствие даже одного снижает производительность проводки судов сразу в два раза. Но для бесперебойной работы четырех ледоколов требуются значительные сред­ ства: на зарплату экипажам, закупку ядерного топлива, на ремонт и налоги. Все эти расходы государство взвалило на пароходство. Но есть предел, грань, кото­ рую переступать нельзя. Пароходство и так из 10 млн долларов прибыли 4,5 отвлекло на ледоколы. На большее сил нет. А для замены топлива на “Тай­ мыре” надо изыскивать еще 2 млн долларов. Государство от экспорта металла, который перевозится под проводкой атом­ ных ледоколов, имеет сотни миллионов долларов в год. Выделив малую толику от этой суммы, оно сняло бы все проблемы. Реально же ничего не делается. К чему это приведет? Один “Вайгач” сможет обеспечить два судорейса в месяц вместо шести, которые состоялись бы, будь в работе “Таймыр”. Государство от снижения объема экспорта недополучит более 100 млн долларов. Скупой пла­ тит больше» (Тимофеев, 1999). Не лучшим образом на рубеже веков обеспечивался и Северный завоз. Всё еще не было для него единого плана, единого руководства, существовавшего во времена союзного Арктикснаба. Администрации краев, республик, областей, заключая договоры самостоятельно, переплачивали посредникам огромные сум­ мы. А тут еще несвоевременное выделение средств Минфином, их нецелевое использование на местах. И когда подходил момент предоплаты за топливо, 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz