Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ некоторое время служил в Управлении торгового флота, был заведующим отделом парусного флота и угольного склада. В конце концов, стал работать обыкновенным плотником, шесть раз подвергался различным мерам наказа ния. В 1938 году в возрасте 77 лет Игнатия Ивановича Буркова расстреляли как «агента разведки одного из иностранных государств». Примечательно, что, несмотря на все старания следователей, старик Бурков так и не сознался в шпи онаже. «Виновным себя не признаю, —упрямо твердил он. —Никогда никакой шпионской деятельностью я не занимался». Но вернемся к началу XX века. К 1915 году Северный бассейн в целом насчитывал уже 92 судна, но именно Мурманское пароходство со своими 16-тьюнаиболее современными судами при обрело исключительное-значение на Севере, обеспечивая регулярную транс портировку людей и грузов, в том числе и военных. Первая мировая война выдвинула дополнительные задачи. В апреле 1915 года начальник строившейся мурманской железной дороги инженер В. Горяч- ковский и директор-распорядитель Мурманского Товарищества заключили до говор на доставку в Кандалакшу и Колу большого числа рабочих, лошадей, рель сов, шпал, различных материалов и продовольствия. Работы велись интенсив но и были выполнены в установленные сроки. С июня 1915 года началось строительство порта в незамерзающем Коль ском заливе. Соединенный новой железной дорогой с Петроградом и центром страны порт Романов-на-Мурмане рассматривался как наиболее перспектив ный в обеспечении океанских связей с союзниками. 19 августа того же года порт принял первое судно —прибывший из Нью-Йорка пароход «Дротт». С весны 1916 года военные грузы с иностранных судов в Кольском заливе перегружа лись на русские транспорты и с помощью ледоколов направлялись в Архан гельск. О ледоколах следует сказать особо. В 1899 году вступление в строй первого в мире ледокола «Ермак» (мощность около 10 тыс. л.с.), созданного по проекту адмирала С. О. Макарова, стало началом новой эры в мореплавании —способ ности флота активно преодолевать сопротивление ледяного покрова. В 1908 году на Невском судостроительном заводе в Петербурге были построены ледо кольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач». В 1913—1915 годах они под командо ванием Б. А. Вилькицкого и П. А. Новопашенного совершили сквозное плава ние Северным морским путем с одной зимовкой, открыв ранее неизвестную Северную Землю. В 1912 году на том же Невском заводе был построен ледокол «Петр Великий» мощностью 4000 л.с. Во время Первой мировой войны Россия покупает за границей ледоколы «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич» мощ ностью по 6500 л.с., «Александр Невский» и «Микул-а Селянинович» мощнос тью по 8000 л.с., заказывает ледокол «Святогор» мощностью 10 000 л. с. Приобретаются суда ледового плавания: ледорез «Канада» (будущий «Фёдор Литке»), пароходы «Садко», «Соловей Будимирович», «Владимир Русанов», «Александр Сибиряков», «Георгий Седов». 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz