Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. балкера ледового класса дедвейтом 23 тысячи тонн, а затем еще два аналогич­ ных. Все они строились по заказу нашей судоходной компании. Моряки, работавшие на модернизированных «полководцах», сразу же ощу­ тили реальную пользу от омоложения балкера. Капитан «Петра Великого» Сер­ гей Сафронов вспоминает: «Положительным образом изменилось отношение представителей портовых администраций иностранных государств. Там поря­ док такой: чем старше судно, тем строже к нему требования. И к самой идее модернизировать почти тридцатилетнее судно многие относились скептически. Однако после осмотров и рассказов лоцманов, которые отмечают очень хоро­ шую управляемость теплохода, их сомнения рассеялись, отношение к “Петру Великому” стало гораздо лояльнее. Иностранцы признаются, что результаты модернизации просто удивляют». Надо еще отметить, что во время модернизации балкеров Александр Брын- цев со своими коллегами и помощниками использовали благоприятную об­ становку и решали «попутно» целый ряд сугубо технических проблем для улучшения условий эксплуатации механизмов и систем. Так изменена и зна­ чительно улучшена система подготовки и сепарации топлива, перенесены тру­ бопроводы гидравлики с главной палубы в помещения, более защищенные от внешних воздействий. Хранение топлива перевели в кормовые танки. Не за­ были и о проблемах судоводителей: помещение ходовых мостиков оборудова­ ли наиболее современными навигационными системами и техническими сред­ ствами судовождения. Александр Михайлович рассказал и о курьезном случае, связанном с мо­ дернизацией. Когда пришла, говорит, пора нанести на трубу судна пароходскую эмблему и китайский художник нарисовал знакомого нам всем белого медведя, мы, взглянув на него, были шокированы. Вместо теши —несколько отвисшего медвежьего живота —красовалось внушительное мужское достоинство аркти­ ческого зверя. Пришлось убеждать китайцев, что художник ошибся. Анатомия эмблемы была восстановлена. 21 октября 2005 года был поднят флаг России на супертанкере «Натали» испанской постройки, купленном ОАО «Мурманское морское пароходство». И вскоре он тоже был поставлен на «доработку». Главный инженер Компании комментирует это так: «Занимаясь модернизацией сухогрузного флота, полу­ чив явно положительные результаты, мы задумались и о модернизации боль­ шого танкера. Мы врезали туда около 5000 тонн металла, сделав двойные борта и дно. И это оказалось намного дешевле, чем, если бы мы сразу покупали двухкорпусный танкер. Он ведь сравнительно молодой, 12 лет, и фактически ещё 12—13 лет будет работать на рынке без проблем». В июльском выпуске 2006 года «Арктическая звезда» писала: «До сегод­ няшнего дня ни одна судоходная компания в мире не имела успешного опыта переоборудования судна дедвейтом свыше 140 тысяч тонн. В результате мо­ дернизации судно соответствует требованиям МАРПОЛ 73/78 (Международ­ ная Конвенция 1973 года по предотвращению загрязнения моря с судов, моди­ 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz