Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Арктический подводный погрузочный терминал Фото из фондов музея истории ММП ОАО «Апатит» на линиях Мурманск—Западная Европа, снабжение Арктики в соответствии с программой Северного завоза, экспорт сырой нефти из порто- пункта Варандей, острова Колгуев и Приобских месторождений, перевозка углеводородного сырья из порта Витино с последующей перевалкой в Коль­ ском заливе для экспортной перевозки. Там же было заявлено: наряду со строительством флота и развитием тер­ миналов Компания считает перспективным направлением самостоятельное ин­ вестирование в геологоразведку и разработку месторождений углеводородов на Арктическом шельфе и в прибрежной зоне. В течение 2003 года Компанией были приобретены три танкера, в том чис­ ле: два финских —«Лунни» и «Уйкку» —дедвейтом по 16 ООО тонн (теперь «Индига» и «Варзуга»), один шведской постройки —дедвейтом 23 ООО тонн (ныне «Хатанга»), а также ледокол, купленный у канадцев (прежнее название судна —«Арктик Калвик») и получивший имя «Владимир Игнатюк» в честь бывшего начальника Мурманского морского пароходства. В июне 2004 года через терминал Варандей была перевалена миллионная тонна нефти. Производительность самого подводного терминала позволяла от­ гружать намного больше, но, как и раньше, вывоз сдерживала добыча. Вместе с тем, по итогам года значительно —до 43 процентов —выросла доля ММП в общем объеме перевозок, выполняемых под российским флагом. 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz