Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. танкер усиленного ледового класса и останавливается на удалении нескольких километров. На крутых волнах не видно никаких предметов. Неожиданно на поверхности воды появляется ярко-желтый радиоуправляемый буй. Он всплыл по команде судового специалиста, обеспечивающего проведение операции по отгрузке нефти, который нажал кнопку на пульте управления, смонтирован­ ном в небольшом чемоданчике. Заработали лебедки, и вот уже буй с тросом на палубе танкера, а вслед за ними втягивается мощный гибкий шланг, который подсоединяют к приемному устройству нефти. Ещё одно нажатие кнопки —и на многометровой глубине, в прочном сталь­ ном корпусе срабатывает дистанционно управляемый клапан. Через несколь­ ко мгновений шланг оживает. По нему мощным упругим потоком нефть уст­ ремляется в грузовые танки судна. С начала операции прошло всего семь ми­ нут, и теперь прямо на глазах танкер оседает всё глубже и глубже под тяжестью поступающего жидкого груза: каждый час в его трюма закачивается 600 куб. м нефти. Проходит всего около 30 часов, судно снимается с рейдового терминала Варандей и берет курс на запад, вывозя ценнейшее углеводородное сырьё Тимано-Печорской провинции для продажи на экспорт» (АЗ. 08.2002). В связи с увеличением интенсивности работы на Варандее и появлением новых направлений деятельности Служба организации перевалки нефтепро­ дуктов 1 июля 2002 года была преобразована в Департамент эксплуатации и развития объектов нефтеобеспечения. Итак, в августе 2002 года рейдовый причал на Варандее демонтировали, а вместо него установили специальное якорное устройство со шлангом-шварто- вом. При этом уменьшилось количество швартовных связей (одна вместо четы­ рех) и повысилась надежность системы. Танкер и удерживается за счет этого ус­ тройства, и через него же качает нефть, а при изменениях ветра и дрейфа льда вращается вокруг него. Комплекс, включающий якорное устройство со шлангом- швартовом, подводный и наземный трубопроводы и пост управления задвижка­ ми получил название арктический подводный погрузочный терминал (АППТ). В это же время были переоборудованы танкеры «Саратов» и «Усинск», на них установили носовые приемные устройства, предназначенные для работы с АППТ. Первая отгрузка с нового терминала была завершена 27 сентября 2002 года. Использование ноу-хау Мурманского пароходства сократило длительность перегрузочной операции до 36 часов. Для сравнения: первые отгрузки прохо­ дили в среднем за трое суток летом и семь —зимой. Теперь же система стала работать и зимой и летом в одном ритме. Зимой в обеспечении операции при­ нимал участие ЛОРОН. Им по-прежнему являлся «Капитан Николаев», кото­ рый в промежутках между выполнением варандейских операций занимался проводкой судов в Белом море на Кандалакшу. В 2002 году собственный флот пароходства пополнился тремя судами: балкером «Колгуев» (грузоподъемность 27000 т), приобретенным в Японии, и двумя танкерами, которых назвали именами заслуженных, знаменитых работ­ ников пароходства —«Александр Следзюк» и «Георгий Кононович». Знаменательным днем в развитии транспортного комплекса и экономики Мурманской области стало 4 октября 2002 года. В Кольский залив вошел 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz