Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. 1988 году договор о передаче в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» атомного ледокольного флота. Этот договор позволял строить отношения с государством на долгосрочной основе, рассчитывать на перспективу. Все задачи по обеспечению грузоперевозок 2000 года на трассе Северного морского пути пароходство успешно выполнило, и, хотя государственная под­ держка ледокольного флота составила всего четверть необходимого, кампания по Северному завозу впервые за последние годы была завершена досрочно. В 2001 году на Варандее удалось осуществить уже шесть перегрузок нефти благодаря тому, что в систему перегрузочных операций был включен ледокол «Капитан Николаев» (капитан Виктор Казинцев, стармех Юрий Безруков), который в 1994 году, согласно горьковатому юмору моряков, попал из «застоя» в «отстой». Теперь он, наконец, вернулся в строй после шестилетнего отстоя и после дооборудования стал обеспечивать круглогодичную отгрузку нефти на Варандее. При этом «Капитан Николаев», получивший специальное обозначе­ ние ЛОРОН (ледокол обеспечения рейдовой отгрузки нефти), выполнял сле­ дующие операции: обеспечивал удержание танкера при отгрузке нефти; обеспечивал работу водолазов по поиску, подъему и передаче погрузочного шланга на танкер; обеспечивал защиту гибкого шланга; обеспечивал выполнение экологического мониторинга в районе отгрузки. Впервые «Капитан Николаев» в своем новом качестве выполнил задачу по отгрузке нефти на танкер «Волгоград» в феврале 2001 года. Работа JIOPOHa зимою очень много значила в тот год для обеспечения бесперебойной отгрузки. Через него при помощи специального устройства шла и сама перекачка в емко­ сти танкеров. Вот часть репортажа об одной из этих работ: «Бессонные ночи для экипажа ледокола “Капитан Николаев” закончились лишь тогда, когда “Астрахань” с двадцатью тысячами тонн нефти отшвартовалась от судна. А до этого, сменяя друг друга, водолазы погружались на глубину. В кромешной холодной мутной воде разве что ногами можно было нащупать гофрированную поверхность подводного трубопровода. И вот, наконец-то, Валерию Комозе и Евгению Лихтинову удалось зацепить трос на трубе. Через несколько минут гибкий шланг дюкера занял свое место под кормой ледокола. “Капитан Нико­ лаев”и “Астрахань”тросами соединились в единую систему, способную надежно удерживаться в точке отгрузки, пока в емкости танкера перекачивается нефть. После завершения работ танкер взял курс на Роттердам. А наш ледокол остался для дальнейшего обеспечения работ морского рейдового нефтеналив­ ного терминала» (Чернопятов, 2001). Наряду с нефтеналивными перевозками развивались и набирали обороты транспортные операции по доставке потребителям генеральных и навалочных грузов. Причем объемы перевозок возросли на сотни тысяч тонн благодаря активизации работы на Кандалакшском направлении. Для сухогрузного флота были найдены новые заказы на перевозку апатитового концентрата и кузбас- 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz