Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. 1988 году договор о передаче в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» атомного ледокольного флота. Этот договор позволял строить отношения с государством на долгосрочной основе, рассчитывать на перспективу. Все задачи по обеспечению грузоперевозок 2000 года на трассе Северного морского пути пароходство успешно выполнило, и, хотя государственная под держка ледокольного флота составила всего четверть необходимого, кампания по Северному завозу впервые за последние годы была завершена досрочно. В 2001 году на Варандее удалось осуществить уже шесть перегрузок нефти благодаря тому, что в систему перегрузочных операций был включен ледокол «Капитан Николаев» (капитан Виктор Казинцев, стармех Юрий Безруков), который в 1994 году, согласно горьковатому юмору моряков, попал из «застоя» в «отстой». Теперь он, наконец, вернулся в строй после шестилетнего отстоя и после дооборудования стал обеспечивать круглогодичную отгрузку нефти на Варандее. При этом «Капитан Николаев», получивший специальное обозначе ние ЛОРОН (ледокол обеспечения рейдовой отгрузки нефти), выполнял сле дующие операции: обеспечивал удержание танкера при отгрузке нефти; обеспечивал работу водолазов по поиску, подъему и передаче погрузочного шланга на танкер; обеспечивал защиту гибкого шланга; обеспечивал выполнение экологического мониторинга в районе отгрузки. Впервые «Капитан Николаев» в своем новом качестве выполнил задачу по отгрузке нефти на танкер «Волгоград» в феврале 2001 года. Работа JIOPOHa зимою очень много значила в тот год для обеспечения бесперебойной отгрузки. Через него при помощи специального устройства шла и сама перекачка в емко сти танкеров. Вот часть репортажа об одной из этих работ: «Бессонные ночи для экипажа ледокола “Капитан Николаев” закончились лишь тогда, когда “Астрахань” с двадцатью тысячами тонн нефти отшвартовалась от судна. А до этого, сменяя друг друга, водолазы погружались на глубину. В кромешной холодной мутной воде разве что ногами можно было нащупать гофрированную поверхность подводного трубопровода. И вот, наконец-то, Валерию Комозе и Евгению Лихтинову удалось зацепить трос на трубе. Через несколько минут гибкий шланг дюкера занял свое место под кормой ледокола. “Капитан Нико лаев”и “Астрахань”тросами соединились в единую систему, способную надежно удерживаться в точке отгрузки, пока в емкости танкера перекачивается нефть. После завершения работ танкер взял курс на Роттердам. А наш ледокол остался для дальнейшего обеспечения работ морского рейдового нефтеналив ного терминала» (Чернопятов, 2001). Наряду с нефтеналивными перевозками развивались и набирали обороты транспортные операции по доставке потребителям генеральных и навалочных грузов. Причем объемы перевозок возросли на сотни тысяч тонн благодаря активизации работы на Кандалакшском направлении. Для сухогрузного флота были найдены новые заказы на перевозку апатитового концентрата и кузбас- 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz