Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. ва четырех сортов одновременно. Разумеется, суда этого типа строились не толь ко и не столько для снабженческих рейсов, сколько для вывоза нефти, полу ченной из арктических месторождений. И подготовка транспортной системы для этого вывоза началась. Уже в сентябре 1999 года теплоходом нашего паро ходства «Юрий Аршеневский» (капитан Руслан Игрицкий) в поселок Варан- дей и на остров Колгуев были завезены трубы и прочее оборудование: шла под готовка к большой стройке на побережье —гидротехнический комплекс для перегрузки первой нефти Тимано-Печорской провинции предстояло соорудить за короткое полярное лето 2000 года. В мае 2000 года началось интенсивное строительство под руководством и наблюдением Юрия Дмитриева и его помощников: от накопительных резерву аров прокладывали береговую часть трубопровода, строили пост управления задвижками. Кульминационным событием стройки была протяжка плетей тру бопровода в морскую глубь. Разыгрался шторм, скорость ветра достигала 30 метров в секунду, не выдерживали —лопались даже 42-миллиметровые сталь ные тросы, но их заводили и крепили снова. Расчетное усилие, необходимое, чтобы сдвинуть с берега гигантскую четырехкилометровую по протяженности трубу, составляло 153 тонны. Но всё окончилось благополучно —за два дня морская часть трубопровода была закопана на проектную глубину. Подводный участок трубопровода заканчивался манифольдом (устройством для подсое динения шланга), к которому присоединялась шланголиния для непосредствен ного соединения с грузовой системой танкера. Танкер швартовался на рейдовые бочки, закрепленные на мертвых бетонных якорях, замытых в грунт. От недр Тимано-Печорской провинции ждали большой нефти, до 20—30 млн тонн в год, и это «черное золото» предстояло вывозить вновь построенным танкерам. 26 июля приемочная комиссия высоко оценила изготовленную и уложен ную нашими специалистами трубопроводную систему. Затем сюда пришел «Волгоград» —один из танкеров, построенных по заказу ОАО «Лукойл-Арк- тик-Танкер» в германском Висмаре и полностью укомплектованный моряка ми ММП (капитан Николай Власов, старший механик Владимир Сивков). Под неусыпным наблюдением, включая сюда водолазный контроль подводной час ти трубопровода и гибкого шланга, первые тысячи тонн варандейской нефти были перекачаны из береговых резервуаров в грузовые танки «Волгограда». Как вспоминают участники этого дела, отгрузка проходила в сложных штормовых условиях, гибкий шланг удалось вытянуть на танкер только со второй попыт ки. Груз был неполным, около 10 тысяч тонн, но тогда еще и нефти на Варандее добывалось немного. Самым главным было проверить слаженность работы берегового и морского участков и «обкатать» не только свою трубопроводную систему, но и насосные агрегаты «Варандейнефтегаза». 20 августа эта работа была успешно завершена, и нефть Тимано-Печоры ушла на мировой рынок. Осенью, уже в условиях полярной ночи, «Волгоград» успешно повторил эту операцию. 2000 год в истории пароходства отмечен еще и уникальной проводкой атом ным ледоколом «Россия» самоподъемной буровой установки «Мурманская» в Обскую губу. И что особенно важно, И мая продлен до 10 лет подписанный в 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz