Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН ходства стала редкой и далекой от полноты. Впрочем, и без нее было ясно: в результате рыночных реформ разрушились многие хозяйственные структуры, что сразу же сказалось на использовании Северного морского пути. Как на писал 18 декабря 1996 года в газете «Мурманский вестник» первый замести тель генерального директора Анатолий Александрович, «ММП осталось прак тически один на один с Арктикой. Помощи от государственных структур мы не видим. А она должна выражаться не только в предоставлении полноцен ных бюджетных ассигнований. Отсутствие нужных законов привело к тому, что полностью игнорируется вся система безопасности плавания во льдах Арктики — система, которая создавалась десятки лет. Так Ленское и Обь-Иртышское речные пароходства, выполняя свыше сотни рейсов ежегод но в Обской губе и на Харасавэй, не соблюдают никаких правил плавания. В 1996 году два судна Ленского пароходства —“Капитан Богатырев” и “Капи тан Пашнин”, которых затёрло во льдах, вынуждены были спасать наши ле доколы... В 1997 году в такой же ситуации оказались танкеры “Эмба” и “Жиганск”. Возраст их —свыше 30 лет. Экологические последствия в случае катастрофы с ними трудно представить. То же случилось с научно-экспеди- ционным судном “Михаил Сомов”, выполнявшим коммерческий рейс по снаб жению полярных станций. Судоводителями были нарушены все действую щие правила плавания, и вот судно затерто во льдах. Теперь мы вынуждены его спасать от зимовки в Арктике, обрекая на простой суда, работающие на Дудинской линии». В феврале 1998 года группа полярных капитанов, заслуженных работников ММП обратилась к членам Совета Федерации с открытым письмом: «Почему Россия отвернулась от своей Арктики?» «Работая многие годы в Арктике, мы чрезвычайно обеспокоены тем, что в последнее время Крайний Север и особенно приарктическое побережье, а так же все транспортные связи приходят в полное запустение. Создается впечатле ние, что федеральные структуры намеренно способствуют отчуждению от стра ны этого огромного и богатейшего края» (MB. 11.04.98). В том же году страстную, горькую статью опубликовал капитан Л. С. Сели- вёрстов —«За гранью разумного». Вот несколько выдержек оттуда. «В этом году танкер “Самбурга” пришел на Колыму лишь15 октября, и речные суда уже не могли к нему подойти. Колымские поселки остались без топлива... Так почему же мы (начиная с 1993 г.) постоянно опаздываем с дос тавкой грузов, особенно топлива и продовольствия, в арктические районы? И почему из года в год программа северного завоза резко сокращается, осуще ствляется в недопустимо поздние сроки, а то и вовсе срывается? Высокомерное столичное пренебрежение к проблемам Крайнего Севера и бедственному положению его жителей, а иногда и чиновничье равнодушие на региональных уровнях превратили некогда динамичный и развитый край Со юза в жалкие умирающие задворки нынешней России. 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz