Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Бабич —это неразрывное словосочетание» —говорил про него капитан «Рос сии» А. А. Ламехов. Проблем, невиданных прежде, появилось предостаточно. Но, пожалуй, ос новную «головную боль» пароходству в 90-е годы приносило положение ле докольного флота. Находясь в управлении ММП, он не подлежал приватиза ции, продолжал оставаться собственностью государства, а грузовые потоки в Арктике резко сократились, отсюда упали и доходы. За один только 1993 год вывоз из Дудинки уменьшился на полмиллиона тонн, а завоз —на 237 тысяч тонн. Дотации же на содержание ледокольного флота поступали из госказны не в должной мере, нерегулярно и с большими задержками, что при тогдаш ней гиперинфляции было для денег смерти подобно. Пароходству постоянно приходилось поддерживать ледокольную службу из кармана акционерного общества. С целью финансового оздоровления компании необходимо было ужесто чать режим экономии, избавляться от целого ряда непрофильных активов. В 1994 году нашим ледоколыцикам пришлось выручать Дальневосточное пароходство, которое начало работу в Арктике слишком поздно —12 августа. Дело в том, что государство не расплатилось с моряками Дальнего Востока еще за прошлую навигацию, и они заняли твердую позицию: без предвари тельной оплаты ни один теплоход с грузами для Арктики не покинет порт. Пока в Москве судили и рядили, пока искали деньги, время ушло. А с ним и короткое арктическое лето. Дальневосточники, придя в арктические моря с опозданием, вскоре стали застревать в тяжелых льдах. Когда мурманская «Россия» пришла на выручку, уже семь судов получили повреждения. Слава богу, обошлось без жертв. Потом к работе подключился «Ямал». Наши мощные атомоходы спасли положение, и в начале декабря из Владивостока в Мурманск пришла следующая радиограмма: «Атомоход “Россия”, капитану Ламехову. Атомоход “Ямал”, капитану Румянцеву. Генеральному директору АО ММП Матюшенко. Навигация в Восточном регионе Арктики закончена. Ее успешному завер шению в значительной степени способствовала работа атомоходов “Россия”, “Ямал”, экипажи которых в лучших полярных традициях взаимодействия с ледоколыциками Востока проявили упорство, умение, высокое профессиональ ное мастерство. Благодарим за помощь. Желаем вам, дорогие друзья, крепкого здоровья, семейного благополучия, счастливого плавания. Гендиректор АО ДМП Миськов» (Серебряков, 1994). Говорить о периоде 90-х годов, разбираться в нем сложно: мало кто в то время видел далеко, мало кто действовал соответственно истинным интересам нации. Преобладали интересы «на коротком плече»: как в целом по стране, так и в отдельных организациях. Одно дело заявления, другое —конкретные дела. В 1996 году, «в связи с реализацией плана снижения себестоимости», был при остановлен выпуск «Арктической звезды», отчего информация о работе паро 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz