Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

ѳ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. судно, построенное в Норвегии (25 м длиной и 4,9 м шириной) с паровою машиной в 40 л. с., легко развивало десятимильную скорость и обладало непло­ хими мореходными качествами. Внутри «Мурман» был устроен исключитель­ но рационально: притом, что «ни один аршин помещения не пропадал даром», теснота практически не ощущалась. Командиром на «Мурмане» в ту пору ходил подпоручик Деплоранский. Он навел на судне тот особый лоск, который был присущ кораблям царского военно-морского флота в лучшие его времена. Благодаря рейдам «полицейского крейсера» в рыбацких становищах стало заметно спокойнее. Одно только появление «Мурмана» под командованием офицера в военной форме, с командой, четко выполнявшей все его приказания, вызывало у промышленников и колонистов уважение к должностным лицам, находившимся на его борту. Немаловажно и то, что административный паро­ ход заходил во все становища и колонии Мурманского берега без исключения, тогда как суда срочного пароходства подходили только к основным пунктам. По отсутствию же каких-либо дорог на Мурманском берегу передвижение ад­ министрации без помощи «Мурмана» было бы просто немыслимо. И в допол­ нение к основным работам на судне велись гидрографические исследования. Тот же Деплоранский в 1890 году в рапорте на имя губернатора писал: «Адми­ нистративный пароход “Мурман”, начиная с 1887 года и по настоящее время, при удобных случаях, согласно предложению Вашего Сиятельства, постоянно производил измерения глубин океана, прилегавшего к Мурманскому берегу. В настоящее время работа эта по обследованию рыбных банок продвинулась настолько, что достаточно посвятить ей одну неделю тихого времени для окон­ чательного выявления в общих чертах местоположения банок, их грунта и кон­ фигурации» (Попов, Давыдов, 2003. С. 184). Почти 30 лет «Мурман» бессменно совершал свои плавания на Севере. Именно благодаря этому небольшому судну в конце 80-х годов XIX века уда­ лось наконец-то вывести из изоляции мурманских чиновников, обеспечить им необходимую «мобильность». Адля нескольких поколений поморов «Мурман» стал воплощенным в металле символом государственной власти на далекой, «забытой богом и начальством» окраине Российской империи. Вместе с тем, росло и крепло Мурманское срочное пароходство (так его всё чаще называли). Если в 1895 году оно имело в своем распоряжении лишь пять пароходов, то в 1908 году уже насчитывало 14 вполне современных грузо-пас­ сажирских судов. В 1907 году Архангельско-Мурманское пароходство участво­ вало в Международной морской выставке в Бордо, выставив в экспозиции модели своих пароходов, а также информацию о своей деятельности. На этой выставке Товарищество удостоилось высшей награды. Участвовало пароходство и в обслуживании маяков на побережье Белого и Баренцева морей. По контракту, заключенному в 1887 году с морским ведом­ ством, суда пароходства совершали за навигацию четыре круговых рейса про­ тяженностью по 860 миль каждый. Суда снабжали маяки провизией, освети­ тельными и ремонтными материалами, экипажи содействовали проведению с борта гидрографических работ. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz