Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Давайте вспомним и не забудем, что коллектив ММП на Союзном рефе­ рендуме в марте 1991 года оказался едва ли не единственным в Мурманске, кто своим большинством сказал однозначное «нет» Союзу ССР, даже в его так на­ зываемой «обновленной форме». Пароходство категорически поддержало вве­ дение президентства в России: 88 процентов моряков ответило «да» на необхо­ димость введения в России президентского правления. Разумеется, и в августе, во время путча, который, как бы его ни оценивали вчера или сегодня, был направлен на восстановление старых порядков, коллек­ тив пароходства выступил против путчистов. Первыми, уже 19 августа, посла­ ли радиограммы с протестом экипажи теплоходов «Норильск», «Дмитрий Дон­ ской», «Никель», атомохода «Вайгач». На следующий день к ним присоедини­ лись моряки теплохода «Кола», атомоходов «Россия», «Арктика». Прошло внеочередное собрание в Мурманской ассоциации капитанов, которая поддер­ жала призыв к бессрочной политической забастовке вплоть до восстановления законной президентской власти. В этот же день состоялось чрезвычайное со­ брание представителей трудовых коллективов ММП. Оно приняло решение об объявлении политической забастовки с 0 часов 21 августа. Кстати, именно во время августовских событий атомный ледокол «Совет­ ский Союз» находился в арктическом коммерческом круизе с американскими туристами на борту. И хотя после первых сообщений из Москвы иностранцы почувствовали себя не очень уютно, экипаж их успокоил, заявив, что «в любом случае наш атомоход пока самый спокойный и безопасный участок террито­ рии Советского Союза». Поскольку Россия стала самостоятельным государством, Мурманское мор­ ское пароходство перешло в подчинение Департаменту морского транспорта, созданного при Министерстве транспорта РСФСР 18 сентября 1991 года. Декабрь 1991 года был ознаменован очередным достижением пароходства. Впервые в истории была осуществлена зимняя проводка Северным морским путем судна с коммерческим грузом. Атомным ледоколом «Арктика» был про­ веден теплоход «Капитан Чухчин», следовавший из китайского порта Циньху- андао через Мурманск на континент с грузом жмыха. Путь от Берингова про­ лива до Карских Ворот занял всего 13 суток. И все-таки условия работы пароходства в 1991 году нельзя было назвать благоприятными: расходы на снабжение, топливо, судоремонт возросли в 5—6 раз, хотя ожидалось, что возрастут не более чем в 2—3 раза, пропали централи­ зованные источники снабжения, снизился грузопоток. 1991 год явственно показал, что так дальше жить нельзя, что требуются кар­ динальные перемены. В 1992 году люди всё теснее связывали эти перемены с грядущим акционированием предприятий, с приобретением самостоятельнос­ ти. В малых коллективах, ранее бывших структурными подразделениями па­ роходства, этот процесс уже начался. В 1992 году снабженческие рейсы в Арктику хоть и состоялись, но снизи­ лись в объемах почти наполовину по причине запоздалого правительственного финансирования, а потому и несвоевременного предъявления грузов. 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz