Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. обязать «Торгмортранс» ежемесячно обеспечивать трудящихся предприя тий бассейна продовольственными наборами; обеспечить обслуживание трудящихся бассейна через «Торгмортранс» про мышленными товарами, бытовой техникой и телерадиоаппаратурой за совет ские деньги не менее одного раза в год» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2579). Были там, на этом представительном собрании моряков, предложения, ко торые сейчас кажутся чуть ли не мифологическими. Например: обеспечивать плавсостав промышленными товарами первой необходимос ти (бельё, носки, постельные принадлежности и т. д.) один раз в месяц из рас чета 200 руб. на одиноких и 300 руб. на семейных. А чтобы отъезжающие в отпуск не оказались в положении совсем уж обез доленных, предлагалось «решить вопрос о реализации мурманских продукто вых талонов в других городах» (там же). В качестве крайней меры резолюция призывала коллективы бассейна к со зданию объединенного стачечного комитета. Стачка, забастовка казались тог да еще очень сильными, могущественными орудиями борьбы за рабочие права. В повестке дня следующей конференции, состоявшейся 7 июня 1991 года, уже были выдвинуты первоочередные требования (поднять на 50 процентов зарпла ту плавсостава и платить валютой за плавания в Арктике), а также стоял вопрос «О выборе стачечного комитета». Но там же умно и отрезвляюще выступил ка питан теплохода «Капитан Чухчин» В. И. Ковтун: «Если забастовка состоится, почувствуют ли себя люди хозяевами производства? Увязан ли будет их зарабо ток с конечными результатами труда? Изменит ли она структуру управления, оживит ли его работу? Приведет ли она к созданию новых рабочих мест? Очевидно, что на все эти вопросы можно ответить: нет, нет и нет, а механи ческое прибавление зарплаты при пустых полках мало что даёт для благосос тояния, но сознание соблазняет и разлагает непременно. А то, что в результате мы потеряем последние крохи на фрахтовом рынке, и то, что заставим вздрог нуть весь мир, бастуя на атомоходах, уже, похоже, мало кого волнует. Забастов ка —политическое средство борьбы, и, как любое крайнее левое средство, она на руку только правым силам. И вообще: как технически осуществить забас товку на флоте? Остановить в море судно? Абсурд. Уйти всем с борта у прича ла? Поведёт другой экипаж. Не уходить с судна, как шахтёры? Придет лоцман, буксиры отведут на рейд, где кончится вода, бункер, еда. А дальше? Наша цель —иметь здоровый самонастраивающийся организм. Как этого добиться? Провести экономическую реформу в ММП, перейти к акционерно му предприятию с кооперативными формами управления» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2581). С 1 января 1991 года пароходская газета «Арктическая звезда» стала еже недельником. Этот год вообще стал поворотным в судьбе нашей страны. И факт то, что коллектив Мурманского морского пароходства оказался самым что ни на есть активным субъектом в завоевании новой жизни. Если сейчас в ней нам что-то и не нравится, то можно утешить себя тем, что при моряцкой пассивно сти всё могло оказаться гораздо хуже. 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz