Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. обязать «Торгмортранс» ежемесячно обеспечивать трудящихся предприя­ тий бассейна продовольственными наборами; обеспечить обслуживание трудящихся бассейна через «Торгмортранс» про­ мышленными товарами, бытовой техникой и телерадиоаппаратурой за совет­ ские деньги не менее одного раза в год» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2579). Были там, на этом представительном собрании моряков, предложения, ко­ торые сейчас кажутся чуть ли не мифологическими. Например: обеспечивать плавсостав промышленными товарами первой необходимос­ ти (бельё, носки, постельные принадлежности и т. д.) один раз в месяц из рас­ чета 200 руб. на одиноких и 300 руб. на семейных. А чтобы отъезжающие в отпуск не оказались в положении совсем уж обез­ доленных, предлагалось «решить вопрос о реализации мурманских продукто­ вых талонов в других городах» (там же). В качестве крайней меры резолюция призывала коллективы бассейна к со­ зданию объединенного стачечного комитета. Стачка, забастовка казались тог­ да еще очень сильными, могущественными орудиями борьбы за рабочие права. В повестке дня следующей конференции, состоявшейся 7 июня 1991 года, уже были выдвинуты первоочередные требования (поднять на 50 процентов зарпла­ ту плавсостава и платить валютой за плавания в Арктике), а также стоял вопрос «О выборе стачечного комитета». Но там же умно и отрезвляюще выступил ка­ питан теплохода «Капитан Чухчин» В. И. Ковтун: «Если забастовка состоится, почувствуют ли себя люди хозяевами производства? Увязан ли будет их зарабо­ ток с конечными результатами труда? Изменит ли она структуру управления, оживит ли его работу? Приведет ли она к созданию новых рабочих мест? Очевидно, что на все эти вопросы можно ответить: нет, нет и нет, а механи­ ческое прибавление зарплаты при пустых полках мало что даёт для благосос­ тояния, но сознание соблазняет и разлагает непременно. А то, что в результате мы потеряем последние крохи на фрахтовом рынке, и то, что заставим вздрог­ нуть весь мир, бастуя на атомоходах, уже, похоже, мало кого волнует. Забастов­ ка —политическое средство борьбы, и, как любое крайнее левое средство, она на руку только правым силам. И вообще: как технически осуществить забас­ товку на флоте? Остановить в море судно? Абсурд. Уйти всем с борта у прича­ ла? Поведёт другой экипаж. Не уходить с судна, как шахтёры? Придет лоцман, буксиры отведут на рейд, где кончится вода, бункер, еда. А дальше? Наша цель —иметь здоровый самонастраивающийся организм. Как этого добиться? Провести экономическую реформу в ММП, перейти к акционерно­ му предприятию с кооперативными формами управления» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2581). С 1 января 1991 года пароходская газета «Арктическая звезда» стала еже­ недельником. Этот год вообще стал поворотным в судьбе нашей страны. И факт то, что коллектив Мурманского морского пароходства оказался самым что ни на есть активным субъектом в завоевании новой жизни. Если сейчас в ней нам что-то и не нравится, то можно утешить себя тем, что при моряцкой пассивно­ сти всё могло оказаться гораздо хуже. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz