Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Глава 5 Нелегкие реформы В 1990 году заметно изменился состав ледокольного флота ММП. Полу- _ ч е н из постройки атомный ледокол «Вайгач» мощностью 50 ОООл. с., предназначенный для работы на небольших глубинах арктического прибрежья, но сопровождалось это прибавление и значительными потерями: на баланс Дальневосточного пароходства были переданы сразу три заслужен ных мурманских дизельных ледокола: «Красин», «Мурманск» и «Киев» сум марной мощностью 80 ООО«лошадей». Отряд транспортных судов пополнился теплоходом «Иван Папанин» грузоподъемностью 6200 тонн, построенным в Херсоне, но были списаны по техническому состоянию теплоход «Заполярный» и дизель-электроход «Гижига». На конец 1990 года транспортный флот ММП насчитывал 63 единицы при среднем возрасте судна 13,5 лет. Следует упомянуть, что в начале 12-й пяти летки, в 1985 году, этот возраст составлял 9,2 года. Новым шагом ММП, вызванным уже ужесточающейся экономической не обходимостью, был особый круизный рейс, первый в мировой истории. 31 июля атомный ледокол «Россия» (капитан А. Ламехов) с 40 иностранными туриста ми на борту вышел из Мурманска, 8 августа достиг Северного полюса и 15 ав густа вернулся в Мурманск, после чего отправился на трассу СМП и продол жил работу в запланированном режиме. Отметим и ещё одну новинку, продиктованную временем. Отчет о работе ММП за 1990 год впервые был напечатан компьютерным способом. Пока ещё, по-видимому, на компьютере и принтере отечественного производства, что яв ствует из конфигурации печати. Но главные, определяющие новшества, конечно, проявились не в этом. Бо лее показательна следующая, например, цитата из годового отчета: «Госзаказ по выпуску товаров народного потребления выполнен на 202,8%. Сверх госза каза выпущено товаров на 1027,7 тыс. руб. Такое значительное перевыполне ние объясняется продажей импортных товаров работникам пароходства, за купленных сверх плана за счёт собственных валютных средств пароходства» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2507). Этот фрагмент —едва ли не самый яркий из показателей результатов шум ной, но не больно умелой, а иногда и показушной «перестройки»: продажа им- 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz