Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 5 Нелегкие реформы В 1990 году заметно изменился состав ледокольного флота ММП. Полу- _ ч е н из постройки атомный ледокол «Вайгач» мощностью 50 ОООл. с., предназначенный для работы на небольших глубинах арктического прибрежья, но сопровождалось это прибавление и значительными потерями: на баланс Дальневосточного пароходства были переданы сразу три заслужен­ ных мурманских дизельных ледокола: «Красин», «Мурманск» и «Киев» сум­ марной мощностью 80 ООО«лошадей». Отряд транспортных судов пополнился теплоходом «Иван Папанин» грузоподъемностью 6200 тонн, построенным в Херсоне, но были списаны по техническому состоянию теплоход «Заполярный» и дизель-электроход «Гижига». На конец 1990 года транспортный флот ММП насчитывал 63 единицы при среднем возрасте судна 13,5 лет. Следует упомянуть, что в начале 12-й пяти­ летки, в 1985 году, этот возраст составлял 9,2 года. Новым шагом ММП, вызванным уже ужесточающейся экономической не­ обходимостью, был особый круизный рейс, первый в мировой истории. 31 июля атомный ледокол «Россия» (капитан А. Ламехов) с 40 иностранными туриста­ ми на борту вышел из Мурманска, 8 августа достиг Северного полюса и 15 ав­ густа вернулся в Мурманск, после чего отправился на трассу СМП и продол­ жил работу в запланированном режиме. Отметим и ещё одну новинку, продиктованную временем. Отчет о работе ММП за 1990 год впервые был напечатан компьютерным способом. Пока ещё, по-видимому, на компьютере и принтере отечественного производства, что яв­ ствует из конфигурации печати. Но главные, определяющие новшества, конечно, проявились не в этом. Бо­ лее показательна следующая, например, цитата из годового отчета: «Госзаказ по выпуску товаров народного потребления выполнен на 202,8%. Сверх госза­ каза выпущено товаров на 1027,7 тыс. руб. Такое значительное перевыполне­ ние объясняется продажей импортных товаров работникам пароходства, за­ купленных сверх плана за счёт собственных валютных средств пароходства» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2507). Этот фрагмент —едва ли не самый яркий из показателей результатов шум­ ной, но не больно умелой, а иногда и показушной «перестройки»: продажа им- 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz