Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. новшества перестройки, спускаемые «сверху», сказываются и на работе ММП. Создается совет трудового коллектива. В отчете за 1987 год появился небыва­ лый прежде пункт «Оказание платных услуг населению, выпуск товаров на­ родного потребления». Особенно преуспел в этом непривычным деле подот­ четный Мурманскому пароходству судоремонтный завод: он наладил выпуск детских спортивных комплексов «Улыбка», пользующихся тогда, на потреби­ тельском «безрыбье», повышенным покупательским спросом. В 1987 году «Улы­ бок» было выпущено около 2000 штук. Само пароходство план по указанию платных услуг тоже перевыполнило —за счет сверхплановых услуг связи и механической прачечной. Но вот ещё пять подотчетных ММП предприятий — порты Мурманск, Кандалакша, Диксон, Хатанга (принята на баланс ММП в 1987 году), а также ЭО АСПТР с планом не справились: нечем им было пора­ довать рядового заполярного покупателя. Оно и понятно: порты строились и оборудовались вовсе не для того, чтобы производить товары народного потреб­ ления и покрывать тем самым недоработки Госплана вкупе с предприятиями Министерства легкой промышленности. В 1988 году при относительно благоприятной ледовой обстановке пароход­ ством были существенно улучшены все качественные показатели: среднесуточ­ ная валовая скорость, коэффициент использования грузоподъемности, интен­ сивность грузовых работ и коэффициент ходового времени. Снизился рейсо- оборот судна. Производительность труда по сравнению с 1987 годом выросла на 8,6 процента. Более эффективная работа флота позволила привлечь высво­ бодившийся в каботаже тоннаж для дополнительных рейсов в загранплавании (за счет чего и перевозки в Балтийском бассейне превысили 300 тысяч тонн) и получить 2,6 млн рублей сверхплановой чистой валютной выручки. Три судна типа «Михаил Стрекаловский» были сданы в тайм-чартер венгерским фрахто­ вателям с оплатой за каждое 10 тысяч рублей в сутки, благодаря чему валют­ ная производительность флота выросла в 1,9 раза. Кроме обычных для ММП арктических операций, осуществленных и на сей раз в полном объеме, пароходство выполнило и особое задание. В период с 16 по 25 августа атомоход «Сибирь» успешно эвакуировал полярную станцию «СП-29», находившуюся в приполярном районе. По итогам 1988 года коллек­ тив пароходства представлен к награждению переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. С 1 сентября 1988 года вступила в строй мореходная школа ММП на 720 мест, предназначенная для квалифицированной подготовки рядового плавсос­ тава и рабочих массовых профессий для нужд береговых предприятий. В связи с этим был ликвидирован прежний учебно-курсовой комбинат. В том же 1988 году База 92 ММП согласно приказу ММФ становится само­ стоятельным хозрасчетным промышленным предприятием РТП «Атомфлот». К этому времени уже 30 транспортных судов Мурманского пароходства работают с закрепленными подменными экипажами. На 4-годичном ремонт­ но-эксплуатационном цикле находятся 56 судов. Непрерывную классифика­ цию Регистра СССР имеют 53 судна. Флот полностью обеспечен квалифици­ рованными кадрами. 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz