Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Транспортно-буксирное судно «Умка». Фото из фондов музея истории ММП определения мореходных качеств судов и решения задач судовождения на су­ дах типа «Дмитрий Донской» и «Михаил Стрекаловский». По линии знамени­ той тогда АСУ (автоматизированная система управления) разрабатывается система ведения непрерывного графика работы флота, комплекс задач для су­ довых микроЭВМ, а также учет доходов и расходов в инвалюте. Проводятся действительные и действенные мероприятия по предотвраще­ нию загрязнения моря. Суда оснащаются установками для обработки сточных вод. ЭО АСПТР получает два судна, специально предназначенных для борьбы с аварийными разливами нефти: польское транспортно-буксирное судно «Умка» мощностью в 7200 л.с. и «Светломор-3» (3500 л.с.), изготовленный в Сингапуре. Запроектированные действия «Светломора» выглядят многообе­ щающе: вода с нефтепродуктами попадает в судовой сепаратор большой мощ­ ности и после отделения нефтепродуктов, становясь чистой, вновь сбрасыва­ ется за борт. В стране начинается «перестройка», которая тоже, по благодушной задум­ ке ее проектантов, выглядит более чем привлекательно. Лозунги «ускорения», активизации «человеческого фактора» находят благодарный отзыв в душе со­ ветских людей, рождают новые надежды. Разумеется, тенденции и реальные 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz