Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. скими судами этого типа было совершено 5 сквозных рейсов по Севморпути с внешнеторговыми грузами. «Мончегорск» после выгрузки в Певеке, куда он доставил генеральный груз из Ленинграда, пошел в Японию за трубами боль шого диаметра, которые уже 19 августа доставил в Новый Порт, завершив тем самым двойной трансарктический рейс. А теплоходы «Кола», «Кандалакша», «Архангельск» и «Капитан Свиридов» после доставки грузов в Тикси и Певек пошли дальше на восток, в канадский порт Ванкувер, где взяли груз зерна и вернулись северным морским путем в Мурманск и Архангельск. Расчеты пока зали большую выгодность таких рейсов, которые вдвое короче пути в Мурманск от западного побережья Канады через Панамский канал и Атлантику. Внешне торговые перевозки по СМП стали новым этапом в освоении Арктики. Да и на линии Арктик-лайн перевозки стали осуществляляться в основном судами того же типа, имеющими собственные грузовые устройства. Бескрановые суда типа «Дмитрий Донской» из Канадской линии уходили в прошлое. Но большие тяжелые транспорты порождали свои проблемы. Многие рей сы судов из Кандалакши и Архангельска из-за недогруза уже выполнялись с убытком. У причалов Дудинки тоже всё ещё недоставало глубин. В отдельные периоды недогруз судов в Дудинке доходил до четырех тысяч тонн. В 1985 году пароходство получило новый атомоход типа «Арктика» под именем «Россия». Теперь оно насчитывало 12 ледоколов суммарной мощнос тью 435 500 л.с. Получило пароходство и нового начальника. Им стал В. В. Бе лецкий. Начинаются конкретные мероприятия по предотвращению загрязнения моря. В соответствии с Постановлением Совмина «О создании государствен ной специализированной службы по ликвидации разливов нефти и нефтепро дуктов в море» в нашем пароходстве создано спецподразделение при экспеди ционном отряде АСПТР. Для обеспечения новой структуры техническими сред ствами по импорту закуплено оборудования на 5 млн рублей. Соответственно начали проводиться и учения для освоения новой техники. Надо сказать, что в пароходстве к этому времени закрепилась устанавлива емая издавна практика заслушивания капитанов, помполитов, старпомов и стар- мехов по вопросам производства, кадровой политики и, разумеется, политико воспитательной работы. Для понимания тогдашнего масштаба этих разветвлен ных неукоснительных мероприятий приведем сводку заслушиваний 1985 года: на совете пароходства —9 судов; на парткоме —17; на комитете плавсостава —12; на заседаниях ХЭГСов —2; на президиуме баскомфлота —5; на комиссии по загранкадрам —1; в отделе кадров —12; в службе мореплавания —7 судов. Кроме того, на аппаратных совещаниях при парткоме пароходства в том же году были заслушаны 112 первых помощников капитана о политико-воспитатель ной работе в экипаже и состоянии дисциплины (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2135). 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz