Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН подолгу не мог сдвинуться с места. Уже на вторые сутки «Леонид Брежнев» лишился лопасти правого винта, но специалисты ледокола в рекордный срок — за 51 час —на плаву поставили новую лопасть. Этот атомный богатырь, воз­ главляемый капитаном А. А. Ламеховым, стал настоящим героем тех дней. Он провел через Айонский и Врангелевский ледовые массивы 32 судна и спас те из них, которые находились в аварийном состоянии. В ходе ледовых проводок грузы с пострадавших транспортов были прямо в море перемещены на более мощные суда ледового класса типа «Норильск», которые доставили грузы в Певек. Уже в ноябре, чего здесь никогда не бывало доселе, в суровых условиях арктической зимы докеры и моряки, показывая образцы самоотверженного труда, рекордными темпами вели разгрузку. Чрезвычайность ситуации была снята. 17 ноября от причала Певека отошел, разгрузившись, наш «Мончегорск», проводить который, несмотря на сорокаградусный мороз и сильный ветер, при­ шли сотни благодарных людей. «Мончегорск» под проводкой «Ленина» пошел на запад, а 2 декабря портовики проводили последнее судно —танкер «Каме- нец-Уральский». Его повели на восток атомоходы «Сибирь» и «Леонид Бреж­ нев». Так завершилась эта арктическая навигация. Даже старожилы не припо­ минали столь тяжелых льдов, сковавших побережье Чукотки в 1983 году. Уче­ ные утверждали, что подобной погоды в Арктике не наблюдалось по крайней мере 100 лет. И, тем не менее, несмотря на тяжелые испытания, общий объем арктических перевозок в том году —с учетом 1,2 млн куб. м пиломатериалов из Игарки и доставленных в Обскую губу 264 тысяч тонн труб —составил 5,1 млн тонн. За выдающийся вклад в успешное завершение этой труднейшей навигации капитану атомохода «Леонид Брежнев» А. А. Ламехову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большая группа моряков была награждена орденами и медалями. Новые суда ледового класса типа «Михаил Стрекаловский» и «Норильск», прекрасно зарекомендовавшие себя в ходе экстремальной навигации 1983 года, не раз показывали и в дальнейшем свои преимущества. В 1984 году мурман- ЛАМЕХОВ Анатолий Алексеевич (род. в 1931 г.). Капитан атомных ледоколов, Герой Социалистического Труда (1984), почетный полярник. Окончил Североморское высшее военно-морское училище (1955), г. Архангельск. В связи с сокращением Вооруженных Сил СССР в 1956 г. уво­ лен в запас. С 1957 г. работает в Мурманском морском пароходстве: на транс­ портных судах, затем на ледоколах «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов», «Капитан Мелехов», «Мурманск» — старший помощник капитана, подмен­ ный капитан, капитан. В должности старпома еще на стадии строительства вошел в состав экипажа атомного ледокола «Арктика». На вахте А. А. Ламехо- ва «Арктика» впервые в истории достигла Северного полюса. Позднее стал дублером капитана атомного ледокола «Арктика». С 1984 г., со дня построй­ ки, — капитан атомного ледокола «Россия». Участвовал в спасательных опе­ рациях в Арктике в 1983 г., в спасении дрейфующей станции «Северный полюс-28» в 1989 г. Совершил первый туристский круиз на вершину планеты в 1990 г., сверхранний арктический рейс по трассе Севмор- пути в 1993 г. С 1997 г. — на пенсии. Живет в г. Санкт-Петербурге. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz