Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В конце 1982 года отмечалось 50-летие от начала превращения СМП в нор мально действующую национальную транспортную магистраль. Праздновать было что: за полвека годовой объем перевозок по Северному морскому пути возрос в 40 раз. По этому поводу группа работников морского транспорта, граж данской авиации и Госкомгидромета была удостоена государственных наград. Но уже в следующем году регулярность мореплавания на магистрали подверг лась большому испытанию. И если в Западном секторе Арктики работа в основном шла по плану, то Восточный сектор заставил вспомнить об арктиче ской драме 1937 года. Все порты и рейдовые пункты северного побережья Чукотки к середине навигации оказались заблокированными огромными мас сивами многолетних паковых льдов, вынесенных из Центрального Арктиче ского бассейна. В начале октября в Восточно-Сибирском и Чукотском морях оказалось в ледовом плену 51 судно. Информации и репортажи о положении в Арктике, печатавшиеся в центральных газетах «Правда», «Известия», «Водный транспорт» почти ежедневно, напоминали фронтовые сводки. 5 октября в районе Косы Двух Пилотов теплоход «Нина Сагайдак» Даль невосточного пароходства, прижатый к ледовому барьеру, получил тяжелые повреждения корпуса и большой крен. Льдами вывернуло руль, заклинило винт. Несмотря на героические усилия экипажа, вода затопила машинное отделение, теплоход начал погружаться. Морякам пришлось сойти на лед и проститься со своим судном. В Москве был создан центральный оперативный штаб по руководству ле довыми операциями в Восточной Арктике. На помощь работавшим там атомо ходу «Ленин» и дизель-электрическим ледоколам Дальневосточного пароход ства в спешном порядке были направлены девять мурманских ледоколов, в том числе «Сибирь» и «Арктика», то есть «Леонид Брежнев». А обстановка с каждым днем всё более обострялась. В особо тяжелом поло жении оказались полтора десятка судов у Косы Двух Пилотов. Семнадцать су ток шла напряженная работа по выводу их из опасной прибрежной зоны, где толщина льда местами достигала 10 метров. Случалось, что ни один ледокол ХЛЕБНИКОВ Борис Константинович (род. в 1926 г.). Почетный полярник. Почетный работник морского флота. Заслуженный работник транспорта РСФСР. Родился в Ленинграде. На морском флоте работал с 1943 г., ходил матро сом в конвоях. В 1946 г. окончил Архангельское мореходное училище. С 1947 г. — в Мурманском морском пароходстве. Прошел путь от штурмана до капитана-наставника. Внес большой вклад в развитие арктического пла вания. Работая в Штабе морских операций, принимал активное участие в осуществлении авиационных ледовых разведок и проводке судов по трассе СМП, а также во внедрении на суда вариантов загрузки и балластировки с целью избежать повреждения корпусов при буксировке в кормовом вырезе атомных ледоколов. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Живет в Мурманске. 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz