Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В конце 1982 года отмечалось 50-летие от начала превращения СМП в нор­ мально действующую национальную транспортную магистраль. Праздновать было что: за полвека годовой объем перевозок по Северному морскому пути возрос в 40 раз. По этому поводу группа работников морского транспорта, граж­ данской авиации и Госкомгидромета была удостоена государственных наград. Но уже в следующем году регулярность мореплавания на магистрали подверг­ лась большому испытанию. И если в Западном секторе Арктики работа в основном шла по плану, то Восточный сектор заставил вспомнить об арктиче­ ской драме 1937 года. Все порты и рейдовые пункты северного побережья Чукотки к середине навигации оказались заблокированными огромными мас­ сивами многолетних паковых льдов, вынесенных из Центрального Арктиче­ ского бассейна. В начале октября в Восточно-Сибирском и Чукотском морях оказалось в ледовом плену 51 судно. Информации и репортажи о положении в Арктике, печатавшиеся в центральных газетах «Правда», «Известия», «Водный транспорт» почти ежедневно, напоминали фронтовые сводки. 5 октября в районе Косы Двух Пилотов теплоход «Нина Сагайдак» Даль­ невосточного пароходства, прижатый к ледовому барьеру, получил тяжелые повреждения корпуса и большой крен. Льдами вывернуло руль, заклинило винт. Несмотря на героические усилия экипажа, вода затопила машинное отделение, теплоход начал погружаться. Морякам пришлось сойти на лед и проститься со своим судном. В Москве был создан центральный оперативный штаб по руководству ле­ довыми операциями в Восточной Арктике. На помощь работавшим там атомо­ ходу «Ленин» и дизель-электрическим ледоколам Дальневосточного пароход­ ства в спешном порядке были направлены девять мурманских ледоколов, в том числе «Сибирь» и «Арктика», то есть «Леонид Брежнев». А обстановка с каждым днем всё более обострялась. В особо тяжелом поло­ жении оказались полтора десятка судов у Косы Двух Пилотов. Семнадцать су­ ток шла напряженная работа по выводу их из опасной прибрежной зоны, где толщина льда местами достигала 10 метров. Случалось, что ни один ледокол ХЛЕБНИКОВ Борис Константинович (род. в 1926 г.). Почетный полярник. Почетный работник морского флота. Заслуженный работник транспорта РСФСР. Родился в Ленинграде. На морском флоте работал с 1943 г., ходил матро­ сом в конвоях. В 1946 г. окончил Архангельское мореходное училище. С 1947 г. — в Мурманском морском пароходстве. Прошел путь от штурмана до капитана-наставника. Внес большой вклад в развитие арктического пла­ вания. Работая в Штабе морских операций, принимал активное участие в осуществлении авиационных ледовых разведок и проводке судов по трассе СМП, а также во внедрении на суда вариантов загрузки и балластировки с целью избежать повреждения корпусов при буксировке в кормовом вырезе атомных ледоколов. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Живет в Мурманске. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz