Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Это установившийся порядок и объем перевозок, который в 70-х, 80-х го­ дах если и изменялся, то чаще всего покачиванием в ту или иную сторону. Зна­ чительным стал постепенно и вывоз железорудного концентрата, производи­ мого нашими кольскими комбинатами. Вместе с тем, и в самом пароходстве многое менялось, совершенствовалось. От Базы технического обслуживания для текущего ремонта судов прямо в рейс стали выходить ремонтные бригады. В 1979 году, например, для такой работы были организованы уже 16 бригад: слесарей-судоремонтников (в том числе бригада по ремонту гидравлики люковых закрытий), электромонтажников, а также рефрижираторщиков, автоматчиков, котельщиков, трубопроводчиков, электросварщиков, котлочистов и маляров. Начавшееся уже в конце 60-х го­ дов движение к переходу на 1,5—2-годичный цикл работы судов без заводского ремонта благодаря большому поступлению новых кораблей превратился в кам­ панию за 4-годичный ремонтно-эксплуатационный цикл, которым в 1979 году уже было охвачено 52 судна. Активно развивался в это время и подчиненный Мурманскому пароходству экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР). Уже в середине 60-х он обеспечивал буксировку и установку первой в мире приливной электростанции —Кислогубской ГЭС. В 1971 году этот отряд, оставаясь в составе ММП, вошел в состав созданного при ММФ Всесоюзного объединения «Совсудподъем». Объединению поручались аварий­ но-спасательные, судоподъемные и подводно-технические работы на морях. Каждому экспедиционному отряду была отведена зона ответственности на бас­ сейне и в Мировом океане. Зона ЭО АСПТР Мурманского пароходства вклю­ чала западную часть Баренцева моря и Северную Атлантику выше 60-й парал­ лели, а также Западный сектор Арктики на восток от Новой Земли до мериди­ ана 125° восточной долготы. В 1976 году на экспедиционные отряды была возложена и организация работ по ликвидации аварийных разливов нефти. ЭО АСПТР был очень важной, буквально необходимой частью пароход- ско-портовой системы. Для иллюстрации заметим, что в 1979 году отрядом были проведены следующие основные работы: для Мурманского торгового порта —обследование и ремонт причалов и акватории; для судоремонтного завода —прокладка кабеля на плавучий док, установка плавпонтонов, протекторной защиты, обследование причалов и акватории; обеспечение водолазных работ в Арктике, включая дежурство теплохода «Нептун» в порту Диксон; произведена перестановка 3-секционного железобетонного причала на Мур­ манской судоверфи главка «Севрыба», там же проведено обследование аквато­ рии, причалов и перестановка плавдока; для Центрального научно-исследовательского института геодезии и карто­ графии (ЦНИИГАиК) обеспечено проведение научно-исследовательских ра­ бот на Белом море; водолазами отряда осмотрено и при необходимости отремонтировано 219 судов, в том числе 170 судов ММФ; проведено 8 буксировок, из них четыре —дальних. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz