Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН вого Красного Знамени были награждены: старший вахтенный механик «Си­ бири» И. И. Африкантов, мастер «Ленина» Н. Т. Большаков, главный механик «Капитана Сорокина» В. А. Ившин, старший инженер-механик «Сибири» В. А. Петров, капитаны В. И. Пшеничный («Наварин»), Л. С. Селивёрстов («Дмитрий Донской»), В. И. Шестопалов («Гижига»), капитан-дублер «Лени­ на» Г. А. Энтин. Еще 17 моряков получили орден «Знак Почета» и пятеро стали кавалерами ордена Трудовой Славы III степени. В связи с наступлением круглогодичной работы ледоколов в Арктике пона­ добилась оперативная смена их экипажей. С этой целью в сентябре совершил пробный рейс в Арктику теплоход «Алла Тарасова» со сменой экипажей и про­ довольственным снабжением на борту. В дальнейшем грузо-пассажирские суда стали совершать ежегодно два таких рейса —в августе и октябре. Впрочем, первая круглогодичная навигация показала, что проблем у нее хвата­ ет. В начале 1979 года ледовая обстановка в Енисее была настолько сложной, что «Капитан Николаев», несмотря на грамотную самоотверженную работу, не смог справиться с проводкой двух крупнотоннажных судов. В результате транспорты «Александр Невский» и «Петр Великий» простояли в Енисейском заливе не­ сколько месяцев. Только по окончании паводка они были проведены в Дудинку. Всё увереннее входила в практику снабжения арктических пунктов выгрузка через припай. В отчете за 1979 год пароходство докладывает: «Особенно этот способ эффективен и экономически выгоден в тех пунктах, куда идёт значи­ тельное количество грузов, но где в силу природных условий строительство порта нецелесообразно (Харасавэй, пункты ЗФИ, архипелага Седова, Печор­ ской губы). В среднем норма грузовых работ при выгрузке на припай составля­ ет 250—300 тонн в сутки. А в пунктах, где имеется достаточно техники на бере­ гу и хорошо налажена выгрузка (мыс Харасавэй), —норма грузовых работ составляет до 2000 тонн в сутки (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 1622). ВАКУЛА Виктор Семенович (1918-1981). Родился в Полтавской области. В 1950 г. окончил судоводительский фа­ культет Ленинградского высшего арктического морского училища имени адмирала С. 0. Макарова. С 1940-го по 1945 гг. служил в Советской Армии. Участник Великой Отече­ ственной войны. В составе 28-го зенитно-артиллерийского полка дивизии резерва Главного командования освобождал Варшаву, дошел с боями до Берлина. С 1950-го по 1955 гг. — старший помощник капитана на ледоколе «Сиби­ ряков» Ленинградского морского агентства, ледоколов «Капитан Воронин», «Красин», дизель-электрохода «Обь» Мурманского морского пароходства и др. С 1965-го по 1968 гг. — капитан ледокола «Капитан Воронин». В 1968 г. — назначен на долж­ ность капитана-наставника Службы мореплавания по ледокольному флоту. С 1977-го по 1979 гг. воз­ главлял экипаж ледокола «Капитан Сорокин». Участвовал в осуществлении круглогодичной арктиче­ ской навигации в Западном районе Арктики. Долгое время обеспечивал перевозку грузов на Ямал. Именем Вакулы назван теплоход усиленного ледового класса (1983). Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др. 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz