Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Когда я находился на ледоколе «Капитан Николаев», я был восхищен этим судном и написал текст песни, который так и назвал —«Ледокол». На лёд наталкивая сталь, ходил по Северу корабль, ломая льды на белом краешке Отчизны. Он был из черных работяг и подбирал себе бродяг, и никому не обещал красивой жизни. Но безусловно обещал пореже навещать причал, поближе выбраться к полярному сиянью, в судьбу моряцкую врасти, до основанья потрясти... И ледокол всегда был верен обещанью. Текли года не как вода: не без труда, не без вреда, но очевидно иногда и не без пользы. Корабль подрос, раздался вширь, удобства людям предложил, уважил наши человеческие просьбы. А остальное всё как встарь: всё тот же лёд, всё та же сталь и ледокол красивой жизни не предложит. Он предлагает ту, что есть. В другую жизнь ему не влезть. Чего не может ледокол, того не может. На лёд наталкивая сталь, идёт по Северу корабль, ломая льды на белом краешке Отчизны. Давно потерян счёт трудам, но вновь проложен путь судам и вскрыт еще один секрет красивой жизни. Вскоре значительной проблемой стала недостаточность глубин на Енисее, особенно на Турушинском перекате и у причалов Дудинки. Крупнотоннажные суда приходилось недогружать, чтобы не сесть на грунт у причала и беспрепят­ ственно пройти перекатом. Так в 1978 году суда типа «Дмитрий Донской» сде­ лали 30 рейсов с рудой и в каждом рейсе вынужденный недогруз составлял 1500 тонн, а суда типа «Капитан Панфилов», сделавшие 29 рейсов, каждый раз недогружали 2000 тонн, то есть потери по этой причине в общей сложности превысили 100 тысяч тонн за одну навигацию. Потребовались безотлагатель­ ные дноуглубительные работы, которые к 1980 году были проведены, хотя и не в полной мере. В 1978 году за большой вклад в достижение круглогодичной арктической навигации группа моряков была удостоена правительственных наград. Капи­ тан ледокола «Капитан Сорокин» В. С. Вакула получил орден Ленина, капитан «Сибири» В. К. Кочетков —орден Октябрьской Революции. Орденом Трудо­ 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz