Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Во время летних снабженческих рейсов уже не в первый год проводилось испытание плавающих транспортеров грузоподъемностью 10 тонн. Они отлично показали себя в работе, но только при выгрузке на пологий берег. Поиски но вых типов судов-снабженцев, использование которых позволило бы разрешить проблему выгрузки-погрузки в арктических рейдовых необорудованных пунк тах, продолжались. В 1977 году начался новый эксперимент. 28 февраля вслед за «Арктикой» (капитан Ю. С. Кучиев) и ледоколом «Мурманск» (капитан В. С. Смолягин) отправился к Ямалу дизель-электроход «Гижига». На его борту было восемь с половиной тысяч тонн груза для «Комигазпрома»: строительные материалы и оборудование, автомашины и тракторы, дизельное топливо. 4 марта после штурма ледоколами ледового барьера у мыса Харасавэй «Гижига» (капитан В. И. Шестопалов) была проведена к припаю и прочно вса жена в него. Газодобытчиками заранее были подготовлены дороги к месту выгрузки, и она проходила в ударном темпе. Моряки в содружестве с газовика ми успевали за сутки выгружать по 1100 тонн. За «Гижигой» тем же путем сюда были проведены дизель-электроходы «Наварин» (капитан В. И. Пшеничный) и «Павел Пономарев» (капитан В. В. Михайличенко). Эти три судна, сделав по два рейса, доставили газовикам Ямала более 30 тысяч тонн необходимых гру зов. Арктическими морскими операциями руководил штаб под руководством В. А. Куроптева. Эксперимент, который проводился при участии специалистов НИИ, гид рометеорологов и полярных авиаторов, прошел успешно. Одной из его задач было определение путей снижения транспортных расходов в Арктике. Но главный эксперимент 1977 года, проведенный силами «Арктики», был еще впереди, —это достижение Северного полюса. Поход, назначенный к нача лу августа, готовился втайне от всего мира и даже от экипажа. Но кому надо было знать, —знали. Из воспоминаний директора Базы-92 А. И. Тумпарова, отвечающего за под готовку судна. «Вдруг, дней за шесть до назначенного срока —ЧП. При подготовке реак торной установки обнаруживаются неполадки в насосах первого контура. Не обходимо в срочном порядке заменить выемные части насосов, то есть выта щить их из отсека, перегрузить на берег и установить новые, на то же место. Хорошо хоть на складах имелось в наличии несколько ЦНПК, иначе не мино вать нам больших неприятностей. Как на грех, на Базе в. тот момент не было подходящего крана —стотонный гигант “Коне” ещё только строился в Фин ляндии. Срочно берем у соседей —на 35-м заводе портовый 60-тонный плав кран. Но он не приспособлен для такой работы, его дёргает, качает на волне, а нам нужна ювелирная точность движений: чуть в сторону, вправо-влево занесёт, — того и гляди авария случится. Ох, и повозились мы с этими насосами. Все остав шиеся до “дня икс” шесть суток личный состав ледокола и наши рабочие с Базы не уходили. Представляете ситуацию: пароходство, структурным подразделени ем которого мы являлись, пообещало министру МФ Т. Б. Гуженко, министр в свою очередь отрапортовал Правительству СССР, что к такому-то сроку “Арк тика” в полном соответствии со своим названием отправится бороздить 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz