Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Во время летних снабженческих рейсов уже не в первый год проводилось испытание плавающих транспортеров грузоподъемностью 10 тонн. Они отлично показали себя в работе, но только при выгрузке на пологий берег. Поиски но­ вых типов судов-снабженцев, использование которых позволило бы разрешить проблему выгрузки-погрузки в арктических рейдовых необорудованных пунк­ тах, продолжались. В 1977 году начался новый эксперимент. 28 февраля вслед за «Арктикой» (капитан Ю. С. Кучиев) и ледоколом «Мурманск» (капитан В. С. Смолягин) отправился к Ямалу дизель-электроход «Гижига». На его борту было восемь с половиной тысяч тонн груза для «Комигазпрома»: строительные материалы и оборудование, автомашины и тракторы, дизельное топливо. 4 марта после штурма ледоколами ледового барьера у мыса Харасавэй «Гижига» (капитан В. И. Шестопалов) была проведена к припаю и прочно вса­ жена в него. Газодобытчиками заранее были подготовлены дороги к месту выгрузки, и она проходила в ударном темпе. Моряки в содружестве с газовика­ ми успевали за сутки выгружать по 1100 тонн. За «Гижигой» тем же путем сюда были проведены дизель-электроходы «Наварин» (капитан В. И. Пшеничный) и «Павел Пономарев» (капитан В. В. Михайличенко). Эти три судна, сделав по два рейса, доставили газовикам Ямала более 30 тысяч тонн необходимых гру­ зов. Арктическими морскими операциями руководил штаб под руководством В. А. Куроптева. Эксперимент, который проводился при участии специалистов НИИ, гид­ рометеорологов и полярных авиаторов, прошел успешно. Одной из его задач было определение путей снижения транспортных расходов в Арктике. Но главный эксперимент 1977 года, проведенный силами «Арктики», был еще впереди, —это достижение Северного полюса. Поход, назначенный к нача­ лу августа, готовился втайне от всего мира и даже от экипажа. Но кому надо было знать, —знали. Из воспоминаний директора Базы-92 А. И. Тумпарова, отвечающего за под­ готовку судна. «Вдруг, дней за шесть до назначенного срока —ЧП. При подготовке реак­ торной установки обнаруживаются неполадки в насосах первого контура. Не­ обходимо в срочном порядке заменить выемные части насосов, то есть выта­ щить их из отсека, перегрузить на берег и установить новые, на то же место. Хорошо хоть на складах имелось в наличии несколько ЦНПК, иначе не мино­ вать нам больших неприятностей. Как на грех, на Базе в. тот момент не было подходящего крана —стотонный гигант “Коне” ещё только строился в Фин­ ляндии. Срочно берем у соседей —на 35-м заводе портовый 60-тонный плав­ кран. Но он не приспособлен для такой работы, его дёргает, качает на волне, а нам нужна ювелирная точность движений: чуть в сторону, вправо-влево занесёт, — того и гляди авария случится. Ох, и повозились мы с этими насосами. Все остав­ шиеся до “дня икс” шесть суток личный состав ледокола и наши рабочие с Базы не уходили. Представляете ситуацию: пароходство, структурным подразделени­ ем которого мы являлись, пообещало министру МФ Т. Б. Гуженко, министр в свою очередь отрапортовал Правительству СССР, что к такому-то сроку “Арк­ тика” в полном соответствии со своим названием отправится бороздить 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz