Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Беломорского товарищества. Правление умело вело финансовые дела, с 1884 года пайщики начали получать стабильную прибыль. К 1895 году, когда закан­ чивался 20-летний срок действия контракта на выдачу правительственной суб­ сидии, пароходство уже значительно разрослось, имело в своем распоряжении несколько новых современных судов, в том числе самый комфортабельный на Севере пароход «Ломоносов». Это первоклассное двухвинтовое стальное суд­ но имело двойное дно и пять водонепроницаемых переборок. Пароход мог при­ нимать на борт до 600 пассажиров и до тысячи тонн груза. Чижовское предпри­ ятие решило самую давнюю и сложную проблему —доставку большей части приморского населения в крупные становища Мурманского берега. Времена, когда северные крестьяне, желавшие попасть на мурманские промыслы, проде­ лывали долгий пеший переход с южного берега Белого моря к океанскому по­ бережью, испытывая холод и голод, преодолевая на своем пути многочислен­ ные трудности, с появлением регулярных пароходных рейсов довольно быстро стали историей. По большому счету, главным и неоспоримым успехом Мур­ манского Товарищества стало избавление тысяч русских мужиков от ежегод­ ного вынужденного затяжного «странничества» на морские промыслы. Теперь тот же путь занимал считанные дни. И хотя судовой комфорт для рядовых пассажиров ограничивался нарами в несколько ярусов, поморы были не в претензии. Не ради красного словца и не ради агитации журнал «Русское судо­ ходство» писал в 1895 году: «Все интересы, все потребности поморского насе­ ления связаны с приходом и отходом срочных пароходов». Расширяя зону плавания своих судов, Товарищество умножало пункты за­ ходов. По ходатайству Императорского Русского общества спасания на водах дважды в год один из пароходов направлялся на Новую Землю. Общество получило возможность ежегодно снабжать колонистов-ненцев провизией, припасами. На покупку этих припасов направлялись деньги, вырученные обществом от продажи в Архангельске продуктов промыслов колонистов, — шкуры песцов и белых медведей, тюленьего жира, рыбы. С открытием рейсов на Новую Землю туда устремились экспедиции для астрономических, гидрологических, ботанических и прочих научных наблюде­ ний. Товарищество охотно оказывало помощь ученым обществам, почти все­ гда бесплатно перевозя грузы этих экспедиций. Вместе с развитием пароходных сообщений «на Севере диком» стал разви­ ваться туризм. Особенный интерес вызывал Печенгский монастырь и церковь Бориса и Глеба на Паз-реке. Пассажиры обычно останавливались в Екатери­ нинской гавани, откуда небольшой пароход доставлял их к этим памятным местам. Мурманское Товарищество на свои средства построило недалеко от церкви Бориса и Глеба обширную «приют-гостиницу» со всеми удобствами, откуда открывался прекрасный вид на окружающие горы, быстро текущую порожистую реку Паз и вечно шумящий водопад. От церкви в то же время можно было съездить и в Норвегию, куда от соседнего поместья два раза в неделю ходил норвежский почтовый пароход в города Вадсё и Вардё. Разумеется, не всё было гладко и после того, как пароходство встало на ноги. Поздним вечером 18 октября 1886 года в проливе Скагеррак, у южных берегов 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz