Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Надо думать, всё это в совокупности, а не только атомная силовая установка, делало «Ленин» ледоколом, что называется, с большой буквы. Через 15 лет пос­ ле ввода судна в эксплуатацию его значение было уже понятно всем и каждому. Родина по достоинству оценила этот труд. 10 апреля 1974 года Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР атомный первенец был награжден орденом Ленина. Но и проблем в пароходстве, как всегда, хватало. Выступая на партхозакти­ ве 10 января 1975 года, капитан «Ленина» Б. М. Соколов отметил, что наряду с новейшими лесовозами, пакетовозами, контейнеровозами в Арктике ещё про­ должают работать танкеры типа «Казбек», которые имеют максимальный ход 9 узлов и сильно изношенный корпус. В то время как современные суда не мо­ гут идти малым ходом, —танкера более 5-ти узлов во льдах дать не могут. Вот и получается парадокс. Второй серьёзный недостаток: у большинства транспортных судоводителей нет опыта плаваний во льдах. Высшие мореходные училища дают не более чем краткий курс тактики ледового плавания. Молодые специалисты, приходя в пароходство и попадая на транспортный флот, редко бывают в Арктике и, не подкрепляя теорию практикой, забывают то немногое, что им давали в учили­ щах. Поэтому у многих капитанов при плавании во льдах появляется льдобо- язнь. Они не выполняют правил и требований караванной дисциплины, нару­ шают строй, отстают, создают обстановку нервозности. Всё это приводит к задержкам в пути, к потере драгоценного эксплуатационного времени (ГАМО. Ф. 753. Он. 2. Д. 1290). Впрочем, были на подобных форумах и встречные «иски». Судоводители- транспортники с не меньшим основанием упрекали некоторых ледоколыци- ков, которые, мол, упиваясь мощью своих атомных богатырей, забывают иног­ да, что за ними идут слабенькие суда: «Ну не потащу же я сам этого “Панфилова”. Не идет он, хоть убейся». Так что, правда у каждого своя и ко всякой не худо бы прислушаться. Первомайский праздник 1975 года был для мурманчан усилен и дополни­ тельно расцвечен приходом из Ленинграда атомного ледокола нового поколе­ ния. Экипаж 75-тысячесильной «Арктики» возглавил капитан Юрий Сергее­ вич Кучиев. Атомоход невиданной прежде мощи сразу же включился в работу. После испытательного плавания «Арктика» уже в июне пошла вскрывать ле­ довый панцирь енисейского припая. Перемычку протяженностью 45 миль но­ вый ледокол прошел за шесть часов, тогда как прежде два наиболее сильных ледокола, работая ударами, помогая друг другу, ломали такую же перемычку двое-трое суток. Затем «Арктика» от мыса Желания взяла под проводку четы­ ре первых лесовоза и провела их во льду со скоростью 10—12 узлов. После бук­ сировки через енисейскую перемычку эти суда пошли на Игарку. Первая же навигация с участием «Арктики» отчетливо показала: открыва­ ется новая страница в освоении Северного морского пути, новые возможности взаимоотношений между людьми и арктической частью планеты. Моряки-мур- манчане получили прекрасный корабль, который, расширяя границы арктиче­ ских навигаций, как бы прокладывал для советской страны путь в будущее. 1 9 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz