Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Надо думать, всё это в совокупности, а не только атомная силовая установка, делало «Ленин» ледоколом, что называется, с большой буквы. Через 15 лет пос ле ввода судна в эксплуатацию его значение было уже понятно всем и каждому. Родина по достоинству оценила этот труд. 10 апреля 1974 года Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР атомный первенец был награжден орденом Ленина. Но и проблем в пароходстве, как всегда, хватало. Выступая на партхозакти ве 10 января 1975 года, капитан «Ленина» Б. М. Соколов отметил, что наряду с новейшими лесовозами, пакетовозами, контейнеровозами в Арктике ещё про должают работать танкеры типа «Казбек», которые имеют максимальный ход 9 узлов и сильно изношенный корпус. В то время как современные суда не мо гут идти малым ходом, —танкера более 5-ти узлов во льдах дать не могут. Вот и получается парадокс. Второй серьёзный недостаток: у большинства транспортных судоводителей нет опыта плаваний во льдах. Высшие мореходные училища дают не более чем краткий курс тактики ледового плавания. Молодые специалисты, приходя в пароходство и попадая на транспортный флот, редко бывают в Арктике и, не подкрепляя теорию практикой, забывают то немногое, что им давали в учили щах. Поэтому у многих капитанов при плавании во льдах появляется льдобо- язнь. Они не выполняют правил и требований караванной дисциплины, нару шают строй, отстают, создают обстановку нервозности. Всё это приводит к задержкам в пути, к потере драгоценного эксплуатационного времени (ГАМО. Ф. 753. Он. 2. Д. 1290). Впрочем, были на подобных форумах и встречные «иски». Судоводители- транспортники с не меньшим основанием упрекали некоторых ледоколыци- ков, которые, мол, упиваясь мощью своих атомных богатырей, забывают иног да, что за ними идут слабенькие суда: «Ну не потащу же я сам этого “Панфилова”. Не идет он, хоть убейся». Так что, правда у каждого своя и ко всякой не худо бы прислушаться. Первомайский праздник 1975 года был для мурманчан усилен и дополни тельно расцвечен приходом из Ленинграда атомного ледокола нового поколе ния. Экипаж 75-тысячесильной «Арктики» возглавил капитан Юрий Сергее вич Кучиев. Атомоход невиданной прежде мощи сразу же включился в работу. После испытательного плавания «Арктика» уже в июне пошла вскрывать ле довый панцирь енисейского припая. Перемычку протяженностью 45 миль но вый ледокол прошел за шесть часов, тогда как прежде два наиболее сильных ледокола, работая ударами, помогая друг другу, ломали такую же перемычку двое-трое суток. Затем «Арктика» от мыса Желания взяла под проводку четы ре первых лесовоза и провела их во льду со скоростью 10—12 узлов. После бук сировки через енисейскую перемычку эти суда пошли на Игарку. Первая же навигация с участием «Арктики» отчетливо показала: открыва ется новая страница в освоении Северного морского пути, новые возможности взаимоотношений между людьми и арктической частью планеты. Моряки-мур- манчане получили прекрасный корабль, который, расширяя границы арктиче ских навигаций, как бы прокладывал для советской страны путь в будущее. 1 9 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz