Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН несовместимой с судовой жизнью. К тому же не была отработана структура единоначалия в управлении судовыми службами. В отсеке атомной силовой установки был свой главный механик, не подчинявшийся главному механику ледокола. Всё это создавало массу проблем. Но с 1961 года, став капитаном, Б. М. Соколов довольно скоро поднял дис­ циплину на своем судне до уровня нормального линейного ледокола. На ато­ моходе остался один главный механик. Центральный отсек по значимости до­ вели до уровня кочегарки на паровом крейсере. Всех женщин изолировали и поселили в носовой «деревне». Операторов и других работников отсека стали готовить из моряков, имеющих морское образование. Капитан еженедельно делал обход командирских кают и кают рядового со­ става. Незаправленная койка в командирской каюте могла привести виновни­ ка к выговору, разносу на очередном совещании, лишению месячной премии и тринадцатой зарплаты. Разговоры хозяина каюты о том, что это личное поме­ щение, моментально пресекались капитанским наставлением о том, что на суд­ не все помещения служебные. Без разницы, командирская ли это спальня или машинное отделение. Неисправность мебели или санузла в каюте оборачива­ лись разносом за халатное отношение к судовой собственности, а старшему помощнику указывалось на нерадивость и отсутствие контроля за состоянием судового оборудования. Один из ведущих специалистов, Владимир Кондратьев, работавший в цен­ тральном отсеке а/л «Ленин», вспоминает: «Серьёзного пожара на этом ледо- С0К0Л0В Борис Макарович (1927-2001). Капитан, Герой Социалистического Труда (1981), почетный полярник, почет­ ный работник морского флота СССР. Родился в Костромской области. Окончил Высшее арктическое морское учи­ лище имени адмирала С. 0. Макарова (1951). Ходил в море матросом, помощником капитана на парусных шхунах «Академик Шокальский», «Профессор Визе», ледоколах «Молотов», «Илья Муромец», «Сибиряков». С 1957 г. жил и работал в Мурманске. В 1958— 1959 гг. на дизель-электро­ ходе «Обь» участвовал в Антарктической экспедиции. В 1959 г. — дублер капитана, с 1961 г. — капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин». Разработал новые способы постановки транспортных судов к ледовому при­ паю, форсирования тяжелых ледовых перемычек в Арктике. Один из актив­ ных участников продления арктической навигации. В 1970 г. Б. М. Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продленной арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка. В 1976 г. экипаж а/л «Ленин» под командованием Б. М. Соколова успешно совершил сверхраннюю для арктических условий экспериментальную проводку дизель-элект- рохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал с грузами для газодобытчиков. Б. М. Соколов возглавлял Общество братских связей с Болгарией. Был награжден орденом Ленина (1963), орденом Октябрьской Революции (1978). В октябре 1996 г. капитану Соколову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Мурманска». Во многом благодаря его усилиям атомоход «Ленин» не был пущен на металлолом, а стал музеем освоения Арктики. Умер в Мурманске, похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На могиле установлен памятник. В Мурманске на доме, в котором жил Соколов (ул. С. Перовской, 19), установлена мемориаль­ ная доска. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz