Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Насть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН несовместимой с судовой жизнью. К тому же не была отработана структура единоначалия в управлении судовыми службами. В отсеке атомной силовой установки был свой главный механик, не подчинявшийся главному механику ледокола. Всё это создавало массу проблем. Но с 1961 года, став капитаном, Б. М. Соколов довольно скоро поднял дис циплину на своем судне до уровня нормального линейного ледокола. На ато моходе остался один главный механик. Центральный отсек по значимости до вели до уровня кочегарки на паровом крейсере. Всех женщин изолировали и поселили в носовой «деревне». Операторов и других работников отсека стали готовить из моряков, имеющих морское образование. Капитан еженедельно делал обход командирских кают и кают рядового со става. Незаправленная койка в командирской каюте могла привести виновни ка к выговору, разносу на очередном совещании, лишению месячной премии и тринадцатой зарплаты. Разговоры хозяина каюты о том, что это личное поме щение, моментально пресекались капитанским наставлением о том, что на суд не все помещения служебные. Без разницы, командирская ли это спальня или машинное отделение. Неисправность мебели или санузла в каюте оборачива лись разносом за халатное отношение к судовой собственности, а старшему помощнику указывалось на нерадивость и отсутствие контроля за состоянием судового оборудования. Один из ведущих специалистов, Владимир Кондратьев, работавший в цен тральном отсеке а/л «Ленин», вспоминает: «Серьёзного пожара на этом ледо- С0К0Л0В Борис Макарович (1927-2001). Капитан, Герой Социалистического Труда (1981), почетный полярник, почет ный работник морского флота СССР. Родился в Костромской области. Окончил Высшее арктическое морское учи лище имени адмирала С. 0. Макарова (1951). Ходил в море матросом, помощником капитана на парусных шхунах «Академик Шокальский», «Профессор Визе», ледоколах «Молотов», «Илья Муромец», «Сибиряков». С 1957 г. жил и работал в Мурманске. В 1958— 1959 гг. на дизель-электро ходе «Обь» участвовал в Антарктической экспедиции. В 1959 г. — дублер капитана, с 1961 г. — капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин». Разработал новые способы постановки транспортных судов к ледовому при паю, форсирования тяжелых ледовых перемычек в Арктике. Один из актив ных участников продления арктической навигации. В 1970 г. Б. М. Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продленной арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка. В 1976 г. экипаж а/л «Ленин» под командованием Б. М. Соколова успешно совершил сверхраннюю для арктических условий экспериментальную проводку дизель-элект- рохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал с грузами для газодобытчиков. Б. М. Соколов возглавлял Общество братских связей с Болгарией. Был награжден орденом Ленина (1963), орденом Октябрьской Революции (1978). В октябре 1996 г. капитану Соколову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Мурманска». Во многом благодаря его усилиям атомоход «Ленин» не был пущен на металлолом, а стал музеем освоения Арктики. Умер в Мурманске, похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На могиле установлен памятник. В Мурманске на доме, в котором жил Соколов (ул. С. Перовской, 19), установлена мемориаль ная доска. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz