Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Установившийся порядок был таков. Призовые места с присуждением оп­ ределенного символа и денежной премии соответствующего нисходящего раз­ мера распределялись следующим образом: 1. Переходящий вымпел Совета Министров СССР и ВЦСПС с первой пре­ мией (на одно судно в квартал). 2. Переходящий вымпел Министерства морского флота и ЦК профсоюза со второй премией (на одно судно в квартал). 3. Переходящий вымпел Министерства морского флота и ЦК профсоюза с третьей премией (на два судна в квартал). 4. Переходящий вымпел ЦК ВЛКСМ и ММФ присуждались лучшим ком­ сомольско-молодежным экипажам (на одно судно в квартал). 5. Переходящее Красное знамя горкома КПСС и Мурманского гориспол­ кома (на одно судно в квартал). 6. Переходящее Красное знамя совета пароходства и баскомфлота (на одно судно в квартал). 7. Переходящими вымпелами совета пароходства и комитета плавсостава — тоже с денежными премиями —награждались суда по результатам рассмотре­ ния работы внутри ХЭГСов. В этой категории по две премии в квартал прихо­ дилось на суда загранплавания, по четыре —на арктический каботаж, по одной —на грузо-пассажирские суда. По одной премии в квартал доставалось и ледокольному флоту. Организовано было соревнование пароходства и входящих в него портов (как Мурманского, так и Кандалакши, Диксона, Хатанги) с предприятиями смежных видов транспорта, а потом и соревнование смежных областей: Мур­ манской с Архангельской, Вологодской и т. д. Работники 1970—1980-х годов хорошо помнят все эти межведомственные, межобластные соревнования, про­ исходившие главным образом на чиновничьих бумагах. Но, положим руку на сердце: когда с наступлением новых порядков вся эта во многом заорганизо­ ванная соревновательная система рухнула, она погребла под своими руинами что-то ценное, необходимое людям. Ведь инстинкт соревновательности в нас неистребим. В 1973 и 1974 годах каботажные перевозки в Арктике неуклонно росли: в основном, за счет Дудинской линии, за счет продленных навигаций. Но для даль­ нейшего развития этих необходимых стране перевозок требовались не столько щёкинские методы, сколько обязательное наращивание как ледокольных, так и транспортных сил. В отчете за 1974 год наше пароходство докладывало: «Подво­ дя итог, можно смело констатировать, что ледоколыцики и моряки ММП дока­ зали на деле, что плавание на трассе СМП в более поздние периоды времени воз­ можны, но для успешного выполнения возрастающих заданий необходимо пост­ роить мелкосидящие мощные ледоколы для работы на мелководье и в порту Дудинка, пополнить флот углерудовозами класса УЛ, наладить снабжение ледо­ кольного флота бункером и водой» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 1225). В 1974 году исполнялось 15 лет с того дня, когда на атомоходе «Ленин» был поднят Государственный флаг СССР. За это время на «Ленине» был подготов­ 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz