Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ходили легенды. Имя Чижова, стоявшее во главе любого предприятия, было лучшей гарантией успеха начатого дела. Последним по времени крупным торгово-промышленным предприятием в жизни Чижова было образование Архангельско-Мурманского срочного паро­ ходства. «Мне уже рисуется, —делился он своими соображениями с друзья­ ми, —как мы оживим наш Север, заведем там города на берегах Ледовитого океана. Тем самым осуществится завет Михаила Васильевича Ломоносова: “богатство России Сибирью прирастать будет и Северным Ледовитым океа­ ном”» (Симонова, 2002. С. 251—252). Благодаря доверию правительственных лиц, купленным не личной друж­ бой, не искательством, а всей своей честной жизнью, Чижову удалось добиться согласия на предоставление Товариществу в течение 10 лет субсидии в виде порейсной платы размером до 50 тысяч рублей в год (позднее контракт был продолжен). Пайщиками Архангельско-Мурманского срочного пароходства стали: купцы Т. С. Морозов, В. И. Смолин и три брата Мамонтовых, а также барон А. И. Дельвиг и граф К. Ф. Литке (сын знаменитого исследователя Арк­ тики Ф. П. Литке в то время президента Императорской Академии наук). Каж­ дый из учредителей вложил в дело от 5 до 10 тысяч рублей. Чтобы требуемая правительством сумма была набрана, Чижову, со своей стороны, пришлось вне­ сти все имевшиеся у него в наличии деньги да ещё войти в долги, так что вся сумма его взноса составила 105 тысяч рублей. На первых порах Товарищество располагало тремя пароходами: пароход «Архангельск» английской постройки (грузоподъемность —540 т, мощность машины —120 л. с.) работал на Мурманской линии —до норвежского города Вардё, заходя только в большие становища, а «Кемь» и «Онега», как менее мо­ реходные, обслуживали в основном беломорские побережья. Уже в сентябре 1875 года Чижов писал с нескрываемой гордостью: «“Ар­ хангельск” сделал три рейса до Норвегии и обратно и каждый раз приобретает всё более и более грузов. Другой пароход —“Онега” —близ мыса Норд-Кап захватил гибнувший шведский пароход “Carles-Crone” и привел его в норвеж­ скую гавань. Начало деятельности весьма приятное»... (там же, с. 253). Но уже в октябре первоначальный успех сменился полосой неудач. Бурею выбросило на камни пароход «Онега». Потерпела крушение у шотландских берегов новоприобретенная «Кемь». Промыслы у Мурманского берега прино­ сили против ожидания ничтожную выручку. Чтобы как-то поддержать оказав­ шееся на грани краха Товарищество, Чижов занял 75 тысяч рублей: «Более занять не могу, считал бы нечестным делом, потому что не вижу возможности отдать» (там же, с. 254). За несколько месяцев до смерти Чижов вновь пожерт­ вовал в пользу Товарищества 200 тысяч рублей, собрав и заложив все свои сво­ бодные процентные бумаги. Фёдор Чижов умер 14 ноября 1877 года за своим рабочим столом. Увидев­ ший его через полчаса после кончины Иван Аксаков вспоминал: «Он сидел в креслах мёртвый, с выражением какой-то мужественной мысли и бесстрашия на челе... муж сильного духа и деятельного сердца» (там же, с. 291). Постепенно стало ослабевать прежнее стойкое предубеждение, с которым относились местные администраторы к пароходам после несчастливых опытов Обязательный областной экземпляр ГУК Мурманска* государственна» областн-к- универсальна* маучнзЕ библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz