Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 3 В Арктике —круглый год Н о ледовой обстановке 1972 год оказался сложнее двух предыдущих. И тем не менее, эта арктическая навигация стала самой протяжен­ ной по срокам и превысила все прежние объемы перевозок. На ли­ нии Мурманск—Дудинка—Мурманск они увеличились без малого вдвое по сравнению с 1971 годом. Последние транспорты продленной навигации — «Индигирка» и три судна Северного морского пароходства вышли из Дудин­ ки в начале января в условиях лютых (до -55°) морозов и ураганных ветров. Такой «симбиоз» при отсутствии снега вызывал быстрое нарастание льда, сильные его подвижки, сжатия и торошения. Порою огромные льдины, пере­ лезая через борт, наползали на трюмы транспортов. Выгибаясь при мощном сжатии, стонали стальные корпуса теплоходов, доставалось и бронированным туловищам ледоколов. Часами стояли без движения зажатые в торосах заин­ девелые суда. Околка не помогала: проходило всего несколько минут —и суда застревали снова. Каждую милю караван преодолевал с боем. В такой обста­ новке велика, неоценима была помощь самолетов полярной авиации: с гидро­ логами НИИ Арктики и Антарктики на борту. Они, сменяя друг друга в воз­ духе, старались при свете луны и самолетных фар вывести караван по цепоч­ кам трещин и узких разводий. 21 января 1973 года эту ледовую битву осветило пришедшее в Арктику сол­ нце. Впервые в истории арктическая навигация была продлена на весь период полярной ночи. А вообще плавания в Арктике на сей раз продолжались 213 суток против 193-х в 1971 году. Однако попытка эта показала, что силенок на­ ших на круглогодичное плавание в Арктике еще не хватает. На 1января 1973 года у пароходства осталось всего пять ледоколов, посколь­ ку ветеран ледокольного флота «Красин» был передан Министерству геологии РСФСР. После некоторого переоборудования и под новым названием «Лео­ нид Красин» он стал плавучей базой морских геологов. Кроме того, Азовскому морскому пароходству был передан ледокол «Капитан Белоусов». Но зато было порядочным пополнение в транспортном флоте. В течение 1972 года было получено два судна типа «Пионер» —«Тоня Бондарчук» и «Володя Щербаце- вич», а в 1974 году от Азовского морского пароходства были приняты семь 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz