Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Н. А. Качалов Фото из книги (Попов, Давыдов, 2003) молодое пароходство преследовали неудачи. «Кача­ лов» уже во время третьего рейса наскочил на «бан­ ку» и был отведен в Соловецкий монастырский док на ремонт. В конце навигации следующего, 1872, года серьёзную аварию у Мурманского берега потерпел «Великий князь Алексей». При этом погибли капитан и штурман. Отремонтированный «Качалов» вынужден был работать на обеих линиях, но в 1873 году вновь потерпел аварию. В том же году такая же участь по­ стигла и «Великого князя Алексея»: вернувшись из Норвегии после ремонта, он на полном ходу наско­ чил на подводные камни при входе в становища у Семи Островов. Получив тяжелые повреждения под­ водной части, судно так и осталось сидеть на каменной гряде. Товарищество вынуждено было продать паро­ ход «на лом» всего за 2 тысячи рублей. После неудач­ ной попытки поправить свои дела оно самоликвиди­ ровалось. Любое упоминание о нем стало вызывать у архангельских чиновников сильное раздражение. Да, это так. Но большие массы поморского насе­ ления уже ощутили на себе удобство регулярных рейсов вдоль побережий Белого и Баренцева морей, успели привыкнуть к нему. Пароходные сообщения на Севере ждали новых энтузиастов и покровителей. И энтузиасты не замедлили явиться. Спустя все­ го несколько месяцев после бесславного разорения предыдущего предприятия группа московских про­ свещенных предпринимателей приступила к созда­ нию «Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства», устав которого был «Высо­ чайше» утвержден 6 мая 1875 года. Первым его пред­ седателем стал надворный советник Фёдор Василь­ евич Чижов (1811—1877), чье имя ни в коем случае не должно оказаться в забвении. Костромич по рождению, талантливый ученик знаменитого академика Михаила Остроградского, Чижов в 25 лет стал магистром философии по отде­ лу физико-математических наук и получил кафедру в Петербургском универ­ ситете. Но он, продолжив обучение за рубежом, приступил к активной практи­ ке, посвященной торгово-промышленному развитию отечества, возглавив в 1858 году первый российский журнал для предпринимателей —«Вестник про­ мышленности», а потом и к созданию акционерных обществ и банков, развивая систему российских железных дорог. Чижов содержал стипендиатов, оплачи­ вал поездки молодых специалистов в Западную Европу, учреждал новые учеб­ ные заведения. Авторитет Чижова был исключительно велик, о его честности Ф. В. Чижов Фото из книги (Симонова, 2002) 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz