Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН И вот особенно сильная попутная волна с какой-то немыслимой мощью подхватила и подняла на гребень наш маленький “Заполярный”. Плотный снеж­ ный заряд сократил видимость до нескольких десятков метров. Появилось нереальное ощущение этакого свободного полета теплохода в хаотической кру­ говерти океана. Резко сбросили обороты главного двигателя. Судно судорожно дернулось, будто набежало на тугое, но очень жесткое препятствие. Гребень волны пролетел вперед, и “Заполярный”, рухнув в лощину между водяными валами, завалился на борт. Раздался продолжительный грохот в одном из трю­ мов. Меня пронзила мысль: где то груз “пошел”, сорвался с креплений. Как выяснилось позднее, смещение груза в трюме оказалось неугрожаю­ щим. Просто сорвавшаяся часть нескольких стальных рулонов обрушилась на металлический набор и бортовую обшивку, круша все деревянные крепежные клетки. Хорошо, что в этом трюме оказалась судовая аварийная группа моря­ ков: второй помощник Дима Кондратович, боцман Николай Бревнов, матросы Харченко, Кузнецов, Гавриленко. Эти замечательные бесстрашные люди за­ бросали пустоты аварийными материалами и предотвратили резкое смещение огромных стальных рулонов на другой борт» (Селивёрстов, 2005. С. 219—220). В 1974 году «сверкнула золотом трости» еще одна победа моряков-мурман- чан на Канадской линии. Приз Монреаля завоевал экипаж теплохода «Павел Ларишкин». Управляющий портом Монреаль Ник Бешуоти, вручая почетный приз капитану Э. И. Купри, заявил: «Прибывающие из СССР суда составляют нынче ключевой элемент в экономике нашего порта, и мы этим очень доволь­ ны» («Водный транспорт», 1974, 26 янв.). Главным событием в 1976 году стало объединение линии Арктик-лайн с польской Полиш Оушн Лайн в совместную линию Поларктик. Обе компании начали работать по совместному расписанию, применяя единые тарифы и КУПРИ Эдуард Иосифович (род. в 1928 г.). Капитан Мурманского морского пароходства. Почетный полярник (1964). Родился в Псковской области. Окончил Архангельское мореходное учили­ ще (1948), а в 1963 г. — Ленинградское высшее инженерное морское учи­ лище имени адмирала С. 0. Макарова. С 1948 г. — четвертый, третий, второй помощник капитана ледореза «Ф. Лит­ ке» Архангельского, а с 1953 г. — Мурманского арктического пароходства. С 1954 г. — старший помощник капитана ледореза «Ф. Литке», с 1956 г. — д/э «Днепрогэс», с 1959 г. — д/э «Лена». В 1963 г. назначен капитаном т/х «Якан», затем д/э «Индигирка», т/х «Сыктывкар». С 1965-го по 1971 гг. — капитан д/э «Обь». Осуществил шесть экспедиций к труднодоступным бере­ гам Антарктиды. Экипаж д/э «Обь» выполнил большой объем работ по до­ ставке и выгрузке экспедиционных грузов. С 1971 г .— капитан т/х «Павлик Ларишкин». 2 января 1974 г. — экипаж т/х в сложных метеорологических и ледовых условиях первым прибыл в канадский порт Монре­ аль. Капитану Э. И. Купри была вручена «Золотая трость», которая в настоящее время находится в музее ММП. С 1978-го по 1988 гг. — капитан т/х «Петр Великий». Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалью «За трудовую доблесть» (1970). Министерство морского флота наградило Э. И. Купри нагрудным знаком «За безаварийную работу в течение 15 лет» (1980).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz