Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. оказался зажатым дрейфующим льдом и потерял ход. Все моряки, свободные от вахт, были вынуждены окалывать теплоход почти три часа, пока судно не получило движение. Леонид Степанович Селивёрстов вспоминает: «Из десятков зимних пере­ ходов через Атлантику с ноября по апрель, наверное, не припомнить ни одного случая благопрятного плавания по погодным условиям. Мы всегда делили Атлантику на два района: восточный —от Ла-Манша до сорокового меридиана, и западный —от сорокового до пролива Кабота в Канаде. Много тяжелых штор­ мовых переходов через зимнюю грозную Атлантику досталось на долю слав­ ных полярных моряков. Труднее всех при таких плаваниях приходилось экипажам “Повенцов”. Грузоподъемность “Повенцов” составляла чуть более 3000 тонн, а мощность машины —3250 л.с. Кроме того, и остойчивость их всегда вызывала сомнения. Вспоминается один особенно жестокий шторм в январе 1968 года на теп­ лоходе “Заполярный”, где я служил тогда старпомом. Главная проблема была в том, что мы вышли из канадского порта Альфред с грузом листовой стали в огромных рулонах и никеля в круглых чушках —очень опасных в отношении смещения. Закрепить эти тяжелые скользкие круглые болванки не было иной возможности, как расклинить деревянными досками, брусьями, клиньями, ко­ торые на качке легко расшатывались и рассыпались. А штормовые депрессии преследовали нас в течение почти десяти суток от пролива Кабота в Канаде до входа в Бристольский пролив. Глубокие обширные циклоны шли один за дру­ гим, и ветры штормовой силы разводили огромную волну, попутную или бор­ товую, при нашем генеральном направлении на восток. Теплоход «Заполярный» на переходе из Канады в Европу Фото из личного архива Л. С. Селивёрстова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz