Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. оказался зажатым дрейфующим льдом и потерял ход. Все моряки, свободные от вахт, были вынуждены окалывать теплоход почти три часа, пока судно не получило движение. Леонид Степанович Селивёрстов вспоминает: «Из десятков зимних пере ходов через Атлантику с ноября по апрель, наверное, не припомнить ни одного случая благопрятного плавания по погодным условиям. Мы всегда делили Атлантику на два района: восточный —от Ла-Манша до сорокового меридиана, и западный —от сорокового до пролива Кабота в Канаде. Много тяжелых штор мовых переходов через зимнюю грозную Атлантику досталось на долю слав ных полярных моряков. Труднее всех при таких плаваниях приходилось экипажам “Повенцов”. Грузоподъемность “Повенцов” составляла чуть более 3000 тонн, а мощность машины —3250 л.с. Кроме того, и остойчивость их всегда вызывала сомнения. Вспоминается один особенно жестокий шторм в январе 1968 года на теп лоходе “Заполярный”, где я служил тогда старпомом. Главная проблема была в том, что мы вышли из канадского порта Альфред с грузом листовой стали в огромных рулонах и никеля в круглых чушках —очень опасных в отношении смещения. Закрепить эти тяжелые скользкие круглые болванки не было иной возможности, как расклинить деревянными досками, брусьями, клиньями, ко торые на качке легко расшатывались и рассыпались. А штормовые депрессии преследовали нас в течение почти десяти суток от пролива Кабота в Канаде до входа в Бристольский пролив. Глубокие обширные циклоны шли один за дру гим, и ветры штормовой силы разводили огромную волну, попутную или бор товую, при нашем генеральном направлении на восток. Теплоход «Заполярный» на переходе из Канады в Европу Фото из личного архива Л. С. Селивёрстова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz