Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939 —2009 гг. вать помощь иностранным судам, проводя их во льдах. Такое яркое начало но­ вой линии обеспечило мурманчанам изрядный запас прочности во время вско­ ре обозначившейся и всё усиливающейся конкурентной борьбы на Канадском направлении. Уже в начале следующего года Арктик-лайн прозвучала с новой силой, по­ скольку оказалось прославленным мурманскими мореходами. Дело в том, что портовые власти Монреаля по традиции, заложенной еще в 1846 году, награждают капитана, чье судно, перейдя Атлантику, первым в но­ вом году приходит с грузом в Монреаль, почетным призом «Золотая трость». И вот 1 января 1966 года этот приз в соревновании с датским судном «Тора Дан» получил А. Ф. Пинежанинов, капитан д/э «Индигирка». Канадский журналист Джон Уайтхед описывал сию историю следующим образом: «В 5 утра 1 января 1966 года всё ещё в темноте капитан Пинежанинов осторожно вёл “Индигирку” среди плавучего льда в направлении на Монреаль. Судно “Тора Дан” также было на ходу, и “Индигирка” при более ясной погоде могла бы сократить расстояние между ними, но из-за густого тумана оба суд­ на были вынуждены стать на якорь. Однако вскоре они смогли продолжить свой путь. На рассвете при более хорошей видимости оба судна увеличили свою ско­ рость до максимальной, и при такой скорости они шли до канала Св. Лаврен­ тия. Наблюдавшие с берега города Сореля, расположенного в 39 милях от Монреаля, пристально смотрели на деревья, находящиеся у места поворота на озеро Св. Петра, с интересом наблюдая, какое же из судов покажется раньше. Вдруг из-за дерева показалась красная мачта, и вскоре все узнали судно “Тора Дан”. Волнение увеличилось, когда позади на некотором расстоянии показа­ лись огромная труба и капитанский мостик “Индигирки”. Только две мили отделяли суда друг от друга. Оба шли с предельной скоростью. “Тора Дан” проходило пост наблюдения Сореля, всё еще опережая “Индигирку” на 2 ми­ нуты, но было ясно, что расстояние между ними сокращается. БЕЛЬКОВ Иван Михайлович (1918-1989). Почетный полярник. В 1939 г. окончил Архангельский морской техникум. Был призван на воен­ ную службу и направлен на Северный флот. С 1941-го по 1945 гг. участво­ вал в боевых действиях на большом охотнике №206. При высадке десанта на мыс Пикшуев был ранен. С 1947-го по 1952 гг. — помощник капитана, капитан пароходов «Сухуми», «Кузнецкстрой», «Пинега» Архангельского морского арктического пароходства. С 1953-го по 1975 гг. — капитан ледо­ кольного парохода «Дежнев», парохода «Ржев», теплоходов «Днепродзер­ жинск», «Оленегорск» Мурманского пароходства. Девятнадцать лет возглав­ лял экипаж дизель-электрохода «Волховгэс». В 1958 г. И. М. Белькову было присвоено звание «Лучший капитан Мини­ стерства морского флота». Участник 20 арктических навигаций, участник открытия регулярной линии («Арктик-лайн») между портами Европы и Канады. Награжден орденом Красной Звезды (1944) и медалями. 1 7 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz