Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Первые попытки обеспечить перевозки по реке Святого Лаврентия зимой были осуществлены в зиму 1962/63 гг. датским судовладельцем К. Ланритце- ном, который затем регулярно перевозил грузы зимой в порты Монреаль и Кве­ бек и обслуживал линию в зиму 1964/65 гг. Переговоры, проведенные ВО “Совфрахт” с агентскими фирмами Канады и Бельгии, показали наличие устойчивых возможностей для организации ре­ гулярной грузовой линии» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 669). И вот 12 ноября 1964 года ВО «Совфрахт» по поручению Мурманского УА и ЛФ объявило об открытии такой линии из портов Европы (Антверпен, Роттердам, Гамбург) на порты реки Святого Лаврентия (Монреаль, Квебек) в зиму 1964/65 годов с ежемесячным отходом судов от Европы, начиная с декаб­ ря, —всего четыре рейса. Для обслуживания линии было выделено три судна — дизель-электроходы «Волховгэс», «Индигирка» и «Лена». С получением от ВО «Совфрахт» расписания работы линии, агентские фир­ мы портов Антверпена, Роттердама, Гамбурга, Монреаля дали рекламу в мест­ ных газетах о новой линии и приступили к брокированию груза. Никаких пред­ варительных договоров с грузоотправителями о предъявлении груза, ставкам фрахта не существовало. Таким образом, наше Управление шло на некоторый коммерческий риск. Но уже к моменту подачи под погрузку первого судна — дизель-электрохода «Волховгэс» —была согласована загрузка всех четырех рейсов и появилась необходимость выполнить дополнительный пятый, вне рас­ писания. Канадские газеты писали о предстоящем появлении наших судов в востор­ женных тонах: «Мечта претворяется в жизнь! Монреаль —зимний порт. Со­ ветские суда будут курсировать по реке Святого Лаврентия этой зимой!» —под таким заголовком «Монреальская газета» опубликовала большую статью, где, в частности, говорилось: «Гигантский шаг к превращению Монреаля в порт, работающий круглый год, сделан тогда, когда было объявлено, что русские суда намерены совершать рейсы по реке Святого Лаврентия зимой. Четыре поляр­ ных судна будут перевозить генеральные грузы... Они являются самыми боль­ шими судами, которые когда-либо посещали зимой порты реки Святого Лав­ рентия» («Арктическая звезда», 1964, 23 декабря). В конце декабря д /э «Волховгэс» (капитан И. М. Бельков), взяв лес в Ле­ нинграде, стальной прокат в Антверпене и автомашины в Гамбурге, вышел в плавание и, перейдя штормовую Атлантику, уверенно пройдя льды залива и реки Святого Лаврентия, ошвартовался в Монреале 5 января 1965 года. Город­ ские власти приветствовали советское судно, открывшее новую в истории ат­ лантического судоходства линию, которая вскоре под названием «Арктик-лайн» вошла в справочники судовых компаний и торговых фирм многих стран мира. Через месяц сюда пришла «Индигирка» (капитан А. Ф. Пинежанинов), а за ней и «Лена» (капитан А. И. Ветров). Картина преодоления нашими мощными судами льдов реки Святого Лаврентия восхищала окрестных жителей, особен­ но на первых порах. Когда советский дизель-электроход шел по реке, вереницы автомобилей сопровождали его вдоль берега до самого Монреаля. Восхищение усиливалось еще и тем, что наши суда успевали во время своих рейсов оказы­ 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz