Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Первые попытки обеспечить перевозки по реке Святого Лаврентия зимой были осуществлены в зиму 1962/63 гг. датским судовладельцем К. Ланритце- ном, который затем регулярно перевозил грузы зимой в порты Монреаль и Кве бек и обслуживал линию в зиму 1964/65 гг. Переговоры, проведенные ВО “Совфрахт” с агентскими фирмами Канады и Бельгии, показали наличие устойчивых возможностей для организации ре гулярной грузовой линии» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 669). И вот 12 ноября 1964 года ВО «Совфрахт» по поручению Мурманского УА и ЛФ объявило об открытии такой линии из портов Европы (Антверпен, Роттердам, Гамбург) на порты реки Святого Лаврентия (Монреаль, Квебек) в зиму 1964/65 годов с ежемесячным отходом судов от Европы, начиная с декаб ря, —всего четыре рейса. Для обслуживания линии было выделено три судна — дизель-электроходы «Волховгэс», «Индигирка» и «Лена». С получением от ВО «Совфрахт» расписания работы линии, агентские фир мы портов Антверпена, Роттердама, Гамбурга, Монреаля дали рекламу в мест ных газетах о новой линии и приступили к брокированию груза. Никаких пред варительных договоров с грузоотправителями о предъявлении груза, ставкам фрахта не существовало. Таким образом, наше Управление шло на некоторый коммерческий риск. Но уже к моменту подачи под погрузку первого судна — дизель-электрохода «Волховгэс» —была согласована загрузка всех четырех рейсов и появилась необходимость выполнить дополнительный пятый, вне рас писания. Канадские газеты писали о предстоящем появлении наших судов в востор женных тонах: «Мечта претворяется в жизнь! Монреаль —зимний порт. Со ветские суда будут курсировать по реке Святого Лаврентия этой зимой!» —под таким заголовком «Монреальская газета» опубликовала большую статью, где, в частности, говорилось: «Гигантский шаг к превращению Монреаля в порт, работающий круглый год, сделан тогда, когда было объявлено, что русские суда намерены совершать рейсы по реке Святого Лаврентия зимой. Четыре поляр ных судна будут перевозить генеральные грузы... Они являются самыми боль шими судами, которые когда-либо посещали зимой порты реки Святого Лав рентия» («Арктическая звезда», 1964, 23 декабря). В конце декабря д /э «Волховгэс» (капитан И. М. Бельков), взяв лес в Ле нинграде, стальной прокат в Антверпене и автомашины в Гамбурге, вышел в плавание и, перейдя штормовую Атлантику, уверенно пройдя льды залива и реки Святого Лаврентия, ошвартовался в Монреале 5 января 1965 года. Город ские власти приветствовали советское судно, открывшее новую в истории ат лантического судоходства линию, которая вскоре под названием «Арктик-лайн» вошла в справочники судовых компаний и торговых фирм многих стран мира. Через месяц сюда пришла «Индигирка» (капитан А. Ф. Пинежанинов), а за ней и «Лена» (капитан А. И. Ветров). Картина преодоления нашими мощными судами льдов реки Святого Лаврентия восхищала окрестных жителей, особен но на первых порах. Когда советский дизель-электроход шел по реке, вереницы автомобилей сопровождали его вдоль берега до самого Монреаля. Восхищение усиливалось еще и тем, что наши суда успевали во время своих рейсов оказы 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz