Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 2 Арктик-лайн ¥ же в начале 60-х около 80 процентов перевозок советского морского флота приходилось на загранплавания. Однако до середины 60-х со­ хранялась еще зависимость от зарубежного фрахтового рынка, поскольку темпы увеличения тоннажа транспортного флота ММФ отставали от темпов роста внешней торговли нашей страны. Чтобы повысить эффективность отечественного флота в загранперевозках, Всесоюзное объединение (ВО) «Совфрахт» в 1962 году было передано от Ми­ нистерства внешней торговли Министерству морского флота. И вскоре Мур­ манское пароходство совместно с ВО «Совфрахт», изучив обстановку, решило открыть зимнюю регулярную грузовую линию между портами Европы и пор­ тами реки Святого Лаврентия. Такая линия, можно сказать, напрашивалась. В отчете нашего пароходства, вернее Управления арктического и ледокольного флота, за 1964 год написано следующее: «Если рудовозный флот у нас практически загружен и имеет ста­ бильную гарантированную работу в течение всего года, то с арктическим фло­ том положение складывается совсем иное. Раньше этот флот использовался в межарктический период в основном на перевозках в Балтийском бассейне и в меньшей части в Черноморском. Однако сейчас, учитывая большой рост Бал­ тийского пароходства, нам всё тяжелее работать в этом бассейне зимой. Един­ ственный выход для нас —развивать МИПовские перевозки». МИП —это такая тогдашняя, можно сказать, домашняя аббревиатура, со­ оруженная самими моряками, означавшая перевозки между иностранными портами. Они давали пароходствам наиболее ощутимую валютную выручку. И далее: «Река Святого Лаврентия —основная транспортная магистраль Канады, кратчайший путь к наиболее развитым промышленным и сельскохо­ зяйственным районам страны, а также прямая дорога к промышленным райо­ нам США (Великие озера). С 30 ноября по первые числа апреля этот путь ока­ зывается скованным льдом и на 3,5 месяца исключается из транспортной рабо­ ты, что вызывает удорожание перевозок, переключаемых в этот период на незамерзающие порты Атлантического побережья Сент-Джонс и Галифакс, и канадские железные дороги. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz