Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
‘ о В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. После возвращения «Св. Николая» в Колу Пашин внес некоторые измене ния в оснастку корабля и в 1835 году сделал второй успешный рейс в столицу. Однако третье плавание, предпринятое в 1837 году в более позднее время, окон чилось трагически. Иван Пашин, его жена и четыре других члена экипажа по гибли во время урагана у берегов Норвегии. Днище «Св. Николая» норвеж ские рыбаки обнаружили неподалеку от Бергена. Походы Пашина на беломорской лодье «Св. Николай» останутся в истории российского мореплавания на Севере свидетельством неустрашимости, вынос ливости и большого искусства русских мореходов. И хотя в тот период Паши ну не удалось установить постоянные торговые отношения промышленников Севера с Санкт-Петербургом, он своим примером доказал возможность таких связей в летне-осенний период. В 1841 году по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина и адмирала И. Ф. Крузенштерна в Архангельске и Кеми были открыты шкиперские учеб ные курсы. Они обновили, укрепили, поставили на прочную государственную и научную основу подготовку северных мореплавателей. Начиналась эпоха пароходов. Вопрос об организации постоянных пароход ных рейсов из Архангельска до Северной Норвегии возникал в середине XIX века неоднократно. В 1860-х годах большую активность стали проявлять кем ские, кольские купцы и судохозяева, наиболее заинтересованные в регулярных рейсах вдоль Мурманского побережья, близ которого они вели морские про мыслы. Купцов и промысловиков поддерживали (правда, больше на словах) и официальные лица. В 1869 году архангельским губернатором стал Николай Александрович Качалов, получивший в свое время морское образование. Он быстро разобрал ся в существе вопроса, убедился в серьёзности намерений поморов и вскоре направил в столичные министерства предложения об учреждении срочного морского пароходства на северных морях. Поскольку прошения об организа ции пароходных сообщений подписали беломорские и кольские судохозяева и промышленники, то создаваемое ими предприятие получило название «Това рищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства». Кольский купец первой гильдии Мартемьян Базарный, внёсший наибольший пай в создавае мое Товарищество, стал первым его управляющим. В Уставе оговаривалось, что Товарищество приобретает два парохода вмес тимостью по 130 пассажиров каждый. Один из них будет совершать рейсы от Архангельска, вдоль Мурманского берега и далее —до норвежских городов Вардё или Вадсё с заходом во все главные становища Кольского полуострова. Второй пароход предназначался для работы в Белом море с обходом всего побережья и обязательным посещением Соловецкого монастыря. Товарищество обязывалось бесплатно перевозить почту, предоставлять одно место, также бесплатно, для чиновников, следующих «по казенным надобностям». Особой привилегией пользовались семейства, переселяющиеся на Мурманский берег. Летом 1871 года пароходы «Великий князь Алексей» (мощность машины — 60 л. с.) и «Качалов» (40 л. с.), построенные в Англии, начали совершать рейсы — первый по Мурманской линии, второй —вдоль побережья Белого моря. Но 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz