Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В эту навигацию вернулся на трассу СМП «омоложенный» атомоход «Ле­ нин». Его атомное «сердце» стало более простым и совершенным. Вместо трех прежних ядерных реакторов на ледоколе установили два, сохранив прежнюю мощность. А в мае—июне 1971 года «Лениным» совместно с ледоколом «Владивосток» было совершено беспримерное плавание из Мурманска в Певек высокоширот­ ным вариантом —к северу от архипелага Северная Земля и Новосибирских островов (с организацией новой плавучей станции «Северный полюс»). Этот поход осуществлялся как для подтверждения приоритета СССР в практиче­ ском использовании всех арктических морей, так и для проверки возможности проводки судов по высокоширотным трассам после введения в строй уже стро­ ящихся новых сверхмощных атомных ледоколов. В конце навигации 1971 года прошел эксперимент по дальнейшему продле­ нию сроков работы на Дудинской линии. Покинув Дудинку последними в кон­ це декабря, «Гижига» и «Лена» с помощью ледокола «Капитан Мелехов» про­ шли через льды Енисея и соединились с остальными судами каравана. В условиях полярной ночи и тяжелых льдов суда с трудом продвигались за ледоколами. Было неизвестно, как поведут себя судовые устройства при соро­ каградусных морозах. Даже суда типа «Амгуэма» не рассчитывались на подоб­ ные температуры. Морозы мешали и судоводителям. Вода в канале за ледоко­ лом испарялась настолько быстро и густо, что перед транспортами, шедшими вслед, вставал сплошной столб пара, который не могли пробить даже мощные прожекторы. Постоянно приходилось сбавлять ход. Начиналось обледенение судов. И все-таки каравану удалось пройти сквозь «ледяной мешок» Карского моря. 4 января «Лена» и «Гижига» с грузом руды благополучно прибыли в Мурманск. Всего в 1971 году из Дудинки вывезли 331 тысячу тонн руды. ФЕДОСЕЕВ Федор Иванович (1914-1983). Почетный полярник. Капитан дальнего плавания. В 1936 г. окончил Архангельский морской техникум. Работал матросом, по­ мощником капитана на судах Северного морского пароходства. Всю войну служил на судах Северного флота и Беломорской военной флотилии в дол­ жности помощника командира, командира корабля. После окончания вой­ ны был назначен в специальную команду по приемке и перегону немецких трофейных кораблей. Принял плавбазу «Тулома» для Северного флота и служил на ней в должности командира до 1947 г. После этого до 1952 г. работал старшим помощником, капитаном ледоколов «В. Молотов», «Ле­ нин». В 1954 г. после окончания Академии морского флота был направлен в Мурманское морское пароходство капитаном строящегося в Финляндии ледокола «Капитан Белоусов». В 1958 г. закончил эксплуатационный, а в 1964 г. — судоводительский факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. 0. Макарова. Возглавляемый Федосеевым экипаж ледокола «Мурманск» принимал непосредственное участие в обес­ печении в 1970 г. экспериментальных рейсов транспортных судов на Дудинку. До 1975 г. работал капи­ таном ледоколов «Капитан Мелехов», «Москва», «Ленинград», «Мурманск», капитаном-наставником. Участник 23 арктических навигаций. Был награжден орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, медалями. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz