Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. целый атомный флот, и для его обслуживания и ремонта потребовалось свое основательное, совершенно особое предприятие, не имеющее аналогов не толь ко в Союзе, но и в мире. Вот в свете этих проблем и произошла передача базы, которая вскоре стала называться «Базой-92 ММП». Ее директором назначили А. И. Тумпарова, который работал до того на Мурманском СРЗ ММФ, уже ремонтировал «Ленин» и хорошо проявил себя в этом деле. С тех пор без мало го 30 лет с именем Анвера Ибрагимовича будет неразрывно связан рост этого уникального предприятия, превращения его в теперешнее ФГУП «Атомфлот». В отчете за 1968 год в очередной раз прорвался «возглас пароходской души», вызванный неурядицами взаимовыгрузки в снабженческих рейсах: «В настоя щее время грузополучатели не несут никакой ответственности за задержку суд на под грузовыми операциями. Хотя договор морской перевозки предусматри вает доставку груза на 10 метров далее черты наивысшего прилива, однако гру зополучатели нередко требуют отвозить грузы, боящиеся подмочки и действия низких температур, прямо на склады, находящиеся иногда за несколько кило метров. Такой вариант хотя и предусматривает дополнительную оплату экипа жу, надолго отвлекает транспортные средства, затрудняет работу экипажа, а са мое главное, вызывает длительный простой судов. То же самое происходит и при погрузке порожней бочкотары, которая, как правило, никогда не готова и соби рается из разных мест буквально по одной бочке. Судно не может уйти, потому что бочкотара в конце концов все-таки предъявляется. Ато, что это делается край не медленно, отправителей груза не беспокоит» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 847). Нелегкой выдалась навигация 1969 года. Из-за повышенной ледовитости арктических морей на месяц позже обычного начались рейсы на Шпицберген. Но в эту навигацию суда пароходства стали активно работать на новом направ лении Дудинка —Мурманск, обеспечивая завоз грузов для развивающегося Норильска и перевозку в обратном направлении медно-никелевой руды для мурманских предприятий цветной металлургии. Настоящим спасателем проявил себя в эту навигацию наш ветеран —ледо кол «Красин». Когда во время проводки во льдах у теплохода «Акоп Акопян» сломался румпель, что требовало транспортировки судна в порт для серьезного ТУМПАРОВ Анвер Ибрагимович (1927-2007). Ветеран Мурманского морского пароходства, почетный гражданин города- героя Мурманска (1996). Заслуженный работник транспорта РСФСР, почет ный полярник, почетный работник морского флота. Родился в Астрахани. В Мурманске — с 1947 г. В 1961 г. окончил судо механический факультет Мурманского высшего инженерного морского училища. Работал на судоремонтном заводе ММФ, прошел путь от ма стера механосборочного цеха до начальника производства завода. В 1968 г. стал директором Базы-92 ММП, когда она только еще зарождалась. Во многом благодаря безупречному руководству Тумпарова, благодаря его знаниям, опыту и упорству было создано единственное в мире специа лизированное предприятие по обслуживанию гражданских судов с ядер- ными энергетическими установками ФГУП «Атомфлот». Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Дружбы. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz