Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. целый атомный флот, и для его обслуживания и ремонта потребовалось свое основательное, совершенно особое предприятие, не имеющее аналогов не толь­ ко в Союзе, но и в мире. Вот в свете этих проблем и произошла передача базы, которая вскоре стала называться «Базой-92 ММП». Ее директором назначили А. И. Тумпарова, который работал до того на Мурманском СРЗ ММФ, уже ремонтировал «Ленин» и хорошо проявил себя в этом деле. С тех пор без мало­ го 30 лет с именем Анвера Ибрагимовича будет неразрывно связан рост этого уникального предприятия, превращения его в теперешнее ФГУП «Атомфлот». В отчете за 1968 год в очередной раз прорвался «возглас пароходской души», вызванный неурядицами взаимовыгрузки в снабженческих рейсах: «В настоя­ щее время грузополучатели не несут никакой ответственности за задержку суд­ на под грузовыми операциями. Хотя договор морской перевозки предусматри­ вает доставку груза на 10 метров далее черты наивысшего прилива, однако гру­ зополучатели нередко требуют отвозить грузы, боящиеся подмочки и действия низких температур, прямо на склады, находящиеся иногда за несколько кило­ метров. Такой вариант хотя и предусматривает дополнительную оплату экипа­ жу, надолго отвлекает транспортные средства, затрудняет работу экипажа, а са­ мое главное, вызывает длительный простой судов. То же самое происходит и при погрузке порожней бочкотары, которая, как правило, никогда не готова и соби­ рается из разных мест буквально по одной бочке. Судно не может уйти, потому что бочкотара в конце концов все-таки предъявляется. Ато, что это делается край­ не медленно, отправителей груза не беспокоит» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 847). Нелегкой выдалась навигация 1969 года. Из-за повышенной ледовитости арктических морей на месяц позже обычного начались рейсы на Шпицберген. Но в эту навигацию суда пароходства стали активно работать на новом направ­ лении Дудинка —Мурманск, обеспечивая завоз грузов для развивающегося Норильска и перевозку в обратном направлении медно-никелевой руды для мурманских предприятий цветной металлургии. Настоящим спасателем проявил себя в эту навигацию наш ветеран —ледо­ кол «Красин». Когда во время проводки во льдах у теплохода «Акоп Акопян» сломался румпель, что требовало транспортировки судна в порт для серьезного ТУМПАРОВ Анвер Ибрагимович (1927-2007). Ветеран Мурманского морского пароходства, почетный гражданин города- героя Мурманска (1996). Заслуженный работник транспорта РСФСР, почет­ ный полярник, почетный работник морского флота. Родился в Астрахани. В Мурманске — с 1947 г. В 1961 г. окончил судо­ механический факультет Мурманского высшего инженерного морского училища. Работал на судоремонтном заводе ММФ, прошел путь от ма­ стера механосборочного цеха до начальника производства завода. В 1968 г. стал директором Базы-92 ММП, когда она только еще зарождалась. Во многом благодаря безупречному руководству Тумпарова, благодаря его знаниям, опыту и упорству было создано единственное в мире специа­ лизированное предприятие по обслуживанию гражданских судов с ядер- ными энергетическими установками ФГУП «Атомфлот». Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Дружбы. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz