Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН Выйдя 31 июля из Гамбурга с грузами торговых фирм Франции и ФРГ, судно, пройдя по Северному морскому пути, через 28 дней, точно по заданию, прибыло в Японию. Заметим, путь туда через Суэцкий канал составляет 11 500 миль, вокруг Африки —14 300 миль. А по трассе Севморпути расстоя­ ние от Гамбурга до Японии —7300 миль. Завершив грузовые операции, «Нововоронеж» пошел в обратный путь и через 67 дней, считая с начала двойного плавания, бросил якорь в Кольском заливе. Первый в истории трансарктический рейс из Европы в Японию и обратно был совершен в кратчайший срок со средней скоростью передвижения 10—11 узлов. Опыт экипажа теплохода мог иметь большие перспективы, по­ скольку пароходство сразу же получило много выгодных предложений от гру­ зовладельцев японских и западноевропейских фирм. Но, увы, обычными такие рейсы не стали. Не хватало для этого мощных ледоколов и транспортов, да и международные политические мотивы того времени всё еще преобладали над экономическими. В 1968 году был сделан очередной шаг по продлению арктической навига­ ции. Дизель-электроход «Наварин», выйдя с грузом норильской руды из Ени­ сея уже в ноябре, в условиях суровой зимы с ее ветрами и труднопреодолимы­ ми льдами благополучно пришел в Мурманск. 1 июня того же года на баланс пароходства была принята сдаточная база питерского Адмиралтейского завода, располагавшаяся на берегу Кольского за­ лива в районе мыса Пинагорий. Возникла эта база ко времени окончания стро­ ительства атомохода «Ленин» и предназначалась для временного базирования в ходе всестороннего испытания именно этого и только этого ледокола. На мо­ мент его прибытия в Мурманск база состояла из четырех деревянных зданий: склад, кочегарка, столовая и бытовка. Для встречи «Ленина» в 1960 году соору­ дили понтон с несущей нагрузкой не более пяти тонн, на рейде установили якор­ ные бочки. Сюда ледокол и ошвартовался. Почти в том же довольно примитив­ ном состоянии база и существовала вплоть до 1968 года, когда правительством СССР было принято решение о строительстве трех еще более мощных атом­ ных ледоколов типа «Арктика». То есть, в недалекой перспективе маячил уже ДЕДЮРИН Александр Иосифович (1914-1994). Капитан дальнего плавания. Почетный полярник. В 1939 г. окончил Владивостокский морской техникум. Работал помощни­ ком капитана на ледоколах «Красин», «Каганович», «Микоян». В 1945 г. был назначен капитаном ледокола «Л. Каганович». В 1953 г. стал первым заместителем начальника Управления арктического флота и портов Глав­ севморпути. В 1956 г. окончил Академию морского флота и был откоман­ дирован в Мурманское морское пароходство. До 1963 г. работал капита­ ном на ледоколах «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», «Москва», под­ менял капитанов транспортных судов. В арктическую навигацию 1967 г. экипаж теплохода «Нововоронеж» под командованием капитана А. И. Де- дюрина в короткий срок совершил трансарктический рейс Европа— Япония и обратно. Награжден орденом «Знак Почета». 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz