Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. «Существующая система планирования производственно-финансовой дея­ тельности пароходств и других предприятий Министерства имеет множество су­ щественных недостатков и пороков, которые сейчас становятся тормозом в деле дальнейшего роста и развития этих предприятий. ММФ следует разрабо­ тать и внедрить на предприятиях принципиально новую систему планирования. По мнению конференции, при этой системе Министерство морского флота должно утверждать пароходствам только производственные планы по видам плавания. Одновременно каждому пароходству утверждается шкала по созда­ нию единого фонда для всех видов коллективного и индивидуального матери­ ального поощрения, в зависимости от рентабельности предприятия. Все осталь­ ные производственные, финансовые, трудовые и качественные показатели пароходство устанавливает себе самостоятельно. Такая система приведет к тому, что пароходства будут жизненно заинтере­ сованы в том, чтобы добиться высокой рентабельности как при разработке сво­ его плана, так и при его выполнении» (Дойбан, 1970. С. 24). С 1965 года подобные конференции проводились на бассейне ежегодно, и в ММП велась многосторонняя подготовка к реформе. Вот и выпала ему доля одного из первопроходцев. Правда, фактические нововведения уже не были столь кардинальными, сколь хотелось и виделось застрельщикам, но, тем не менее, хорошее знание экономики, точный расчет в результате этих перемен становились исключительно значимыми в работе экипажей. Многие моряки засели за учебники. На судах стали создаваться технико-экономические сове­ ты. Показательным был признан эксперимент на теплоходе «Дагестан», где пересмотрели организацию вахт и работ на палубе и в машине, что позволило сократить шесть членов экипажа, причем за трехлетний период эксперимента на судне не было ни одного случая аварийности, травматизма, несохранных перевозок груза. Опыт «Дагестана» (капитан С. М. Бедалов) решено было рас­ пространить и на другие суда. В 1967 году ледовые условия в Арктике тоже были нелегкими, однако именно в эту арктическую навигацию беспримерное плавание совершил теплоход «Нововоронеж» под руководством опытного полярного капитана А. И. Дедюрина. БЕДАЛОВ Сатар Махмудович (1929-2008). Почетный работник морского флота. Родился в Баку, окончил Бакинское мореходное училище и Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. 0. Макарова (1953). Был направлен в Мурманское морское пароходство. Ходил штурма­ ном на пароходах «Мета», «Кашира», на которой стал капитаном. В 1963 г. Бедалова направили на приемку строящегося т/х «Дагестан», и с тех пор имя капитана Бедалова более 20 лет было связано с этим суд­ ном, которое ставило рекорды перевозок и содержалось в образцовом состоянии. В 1965 г. Бедалову присвоили звание «Лучший капитан Министерства мор­ ского флота». Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz