Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Знаменательным событием в истории торгового мореходства на Русском Севере явились плавания Ивана Пашина. В 1832 году ему удалось приобрести собственную лодью «Святой Николай». По конструкции она ничем не отлича­ лась от далеких предшественниц. Это было однопалубное судно длиной 16 м, шириной 4,5 м. В носовой части размещался кубрик для матросов, в середине — грузовой трюм. В кормовой части, поближе к рулю, —каюта кормщика. Судно имело три мачты, которые несли на реях по одному прямому парусу, сшитому из грубого домашнего холста. 16 июля 1834 года Пашин вышел из Колы в Петербург. На судне, кроме хозяина и его жены, находились штурман и шесть матросов. Погода вначале благоприятствовала морякам, но затем почти на всём протяжении маршрута вплоть до Кронштадта экипажу пришлось выдерживать испытания суровой морской стихией. Волнами разбило судовой бот, ветром сорвало парус. Люди изнемогали от сырости и стужи. Наконец 27 октября 1834 года, через 103 дня после выхода из Колы, «Св. Николай» вошел в Неву и бросил якорь у Исааки- евского моста. За зиму Пашин продал весь свой товар, которого на судне было около 5 тысяч пудов: соленая и сушеная треска, палтус, семга, рыбий жир. Предприятие ока­ залось выгодным. В Петербурге Пашин встречался со многими промышленни­ ками, мореплавателями и учеными. Особенно заинтересовался им выдающий­ ся путешественник и географ Ф. П. Литке. Мореплаватель подсказал Пашину, как усовершенствовать парусное вооружение лодьи, сделать корабль более ус­ тойчивым и управляемым. Пашин сдал экстерном экзамены в Петербургском училище торгового мореплавания, получил звание российского шкипера. ЛИТКЕ Фёдор Петрович (1797-1882). Русский мореплаватель, исследователь Арктики, географ, граф, адмирал, член-корреспондент, почетный член и президент Петербургской АН, член- корреспондент Парижской АН. В 1817— 1819 гг. участвовал в кругосветном плавании на шлюгіе «Камчатка». В 1821— 1824 гг. руководил экспедицией по исследованию западного побережья Новой Земли и о-вов Баренца, Мурман­ ского побережья до Варангер-фьорда, восточной части Баренцева и Белого морей. В 1826— 1829 гг. возглавил кругосветную экспедицию на шлюпе «Се- нявин». В ходе экспедиции собрал обширный материал по океанографии, метеорологии, навигации, открыл 12 островов, описал западное побережье и составил комплексную характеристику Берингова моря с его побережьями и островами. Литке принадлежит идея создания первого в России приливо- метра, установленного в 1841 г. на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Он был главным организатором в 1845 г. Русского географического общества и был первым его вице-председателем. С 1846 г. возглавлял Морской ученый комитет. С 1885 г. — член Государственного совета. Свои путешествия описал в книгах: «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге ‘‘Новая Земля” в 1821— 1824 годах» и «Путешествие вокруг света... на военном шлюпе “Сенявин” в 1826— 1829 годах». В 1873 г. в честь Литке географическое общество учредило Большую золотую медаль. Именем Литке названы мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле, острова в архипе­ лаге Земли Франца-Иосифа, в Байдарацкой губе Карского моря, архипелаге Норденшельда, мысы на ост­ ровах Врангеля, Унимак, юго-западного побережья Охотского моря и в Беринговом проливе, течение из Карского моря в Баренцево и т. д. Именем Литке названы ледорез и портовый ледокол. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz