Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН флаг. Вечером начальник станции и его приближенные сделали ответный ви­ зит —на “Вацлав Боровский”. Посетил нас и кинорежиссер Михаил Калатозов с группой киноактеров, среди которых был известный бард Юрий Визбор и актер Никита Михалков: на острове как раз шла съемка “Красной палатки” — трагическая история экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле “Италия”. Встреча состоялась в музыкальном салоне. Гости рассказывали о своей работе, туристы задавали много заинтересованных вопросов. Вообще они на теплоходе не скучали. В нашем штате были три професси­ ональных музыканта, танцы шли под живую музыку. Много возникало и вся­ кого рода художественной самодеятельности. Атмосфера на судне была теп­ лой, сближающей. Одна пара даже обратилась ко мне с просьбой зарегистри­ ровать их брак прямо на теплоходе. Я сказал, что не имею на это полномочий. Вот рождение детей да, регистрировал в трех случаях. А влюбленные могут официально оформить свой брак на острове Диксон, что, кстати говоря, они и сделали. Туристам очень хотелось увидеть белого медведя, но он не появился. А вот настоящие арктические льды мы нашим пассажирам показали, поднявшись на широту 82°40'. Потом каждому туристу был выдан диплом, официально под­ тверждающий этот выдающийся факт». Этот сложный рейс проходил под наблюдением штаба морских операций, который рекомендовал теплоходу пути плавания во льдах. Дальнейший марш­ рут был «Вацлаву Воровскому» уже знакомым: Диксон—Дудинка—Вайгач— Соловки—Архангельск. В зимний период «Вацлав Воровский» перевозил на договорных условиях экипажи рыбаков, чем сократил плановые убытки на 300 тыс. рублей (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 750). 1 января 1967 года, опять же, как официально заявлялось, «в целях улучше­ ния обеспечения всё возрастающего объема арктических перевозок, ликвида­ ции многоступенчатости в управлении флотом», была все-таки восстановлена справедливость в отношении мурманских моряков, возвращена им должная степень самостоятельности. УА и ЛФ СМП вывели из состава Северного мор­ ского пароходства и вновь учредили Мурманское морское пароходство, подчи­ ненное непосредственно ММФ. Разумеется, появились теперь в ММП и новые отделы, и новое штатное расписание, соответствующее статусу (ГАМО. Ф. 753. Предисловие, л. 3). Значительно в этом году пополнился и флот. Пришла целая серия теплохо- дов-«артистов»: «Станиславский», «Иван Москвин», «Василий Качалов», «Не­ мирович-Данченко», «Леонид Леонидов» (грузоподъемностью по 5000 тонн), три судна типа «Повенец», а именно: «Мурман», «Грумант» и «Заполярный» (по 3670 тонн), дизель-электроход «Наварин» типа «Амгуэма», имевший мно­ го общего с д /э типа «Лена» и приспособленный к работе в тяжелых льдах. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz